МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ Лицей №9
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры учителей
математики, информатики и
физики
заместитель директора
директор лицея
Муромцева М.В.
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Савина А.Ю.
29.08.2025 г.
Жигульская И.В.
Приказ №389 от 29.08.2025г
Подписано: Жигульская Ирина Викторовна
DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru
Дата: 2025.10.21 18:43:37 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы программирования»
для учащихся 6-х классов
Волгоград 2025
Пояснительная записка к учебно-тематическому плану по основам
программирования для 6-го класса
1. Название курса:
Основы программирования в образовательной среде Scratch для
обучающихся 6-х классов.
2. Нормативно-правовая база:
Данный учебный курс разработан в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС ООО), утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации № 159 от 31 мая 2021 г., и направлен на
формирование универсальных учебных действий, развитие интереса к
технологиям и информационной грамотности школьников.
3. Место курса в учебном плане:
Курс предназначен для организации внеурочной деятельности либо
дополнительного образования учащихся 6-х классов общеобразовательных
учреждений. Может использоваться как дополнительный модуль в рамках
основной учебной программы информатики.
4. Цель курса:
Основная цель курса — познакомить учащихся с возможностями
современных сред программирования (Scratch), развить умение
самостоятельно планировать решение задач, сформировать представления о
структуре программного кода, подготовить ребят к дальнейшему освоению
программирования и решению творческих задач с использованием цифровых
технологий.
5. Задачи курса:
- Освоение учащимися базовой терминологии и синтаксиса программной
среды Scratch.
- Формирование первичных навыков проектирования и программирования
небольших проектов (игры, мультфильмы, анимационные истории).
- Воспитание способности логически мыслить, ставить цели и находить
оптимальные пути их достижения.
- Повышение мотивации детей к творчеству и экспериментальному
обучению.
- Поддержка формирования компетенций XXI века: креативности,
критического мышления, сотрудничества и коммуникативных способностей.
6. Методы и формы работы:
Обучение осуществляется в форме индивидуальных и коллективных занятий,
включая практику, мастер-классы, проектную деятельность и творческие
конкурсы. Основная форма подачи материала — интерактивные занятия с
демонстрацией примеров и самостоятельной работой учащихся на
компьютере.
7. Результаты освоения курса:
- Учащиеся научатся понимать основные конструкции программирования
(циклы, условные операторы, события).
- Будут способны самостоятельно разработать простой алгоритм и
реализовать его в программе.
- Получат представление о структурах данных и работе с ними.
- Смогут создавать собственные мультимедийные проекты (анимации, игры,
музыкальные композиции).
- Повысят интерес к технологии и получат мотивацию к продолжению
изучения компьютерных наук.
8. Тематическое планирование (34 часа):
Подробное тематическое планирование представлено отдельно.
9. Материально-техническое обеспечение:
Компьютерный класс с доступом к Интернету, наличие лицензионного ПО
(интернет-браузер, среда программирования Scratch), проектор и экран для
демонстрации материалов преподавателем.
10. Список литературы и ресурсов:
- Сайт официальной среды программирования Scratch (scratch.mit.edu).
- Руководства и методические пособия по Scratch для педагогов и учителей.
- Дополнительные онлайн-ресурсы и курсы по развитию навыков
программирования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел I. Подготовка и продолжение работы в Scratch (4 часа)
Повторение основных понятий программирования
1.
(алгоритмы, переменные, циклы).
Расширенный функционал Scratch: библиотеки, блоки,
2.
скрипты
Создание простого проекта с использованием
3.
продвинутых блоков.
Решение практических задач с применением
4.
продвинутого функционала.
Раздел II. Структуры данных и списки (6 часов)
Что такое список? Основы работы со списками.
6.
Добавление, удаление и изменение элементов списка.
Циклическая обработка списков. Использование циклов
7.
for и while.
8.
Алгоритм сортировки и фильтрации данных.
Примеры решений реальных задач с использованием
9.
списков.
Практический проект:
реализация игры или
10.
инструмента с использованием списков.
Раздел III. Сложные события и взаимодействие объектов (6 часов)
11.
Как объекты реагируют на внешние сигналы.
5.
Теоретические
занятия
Всего
1
1
1
1
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
1
https://scratch.
mit.edu
1
1
https://scratch.
mit.edu
1
https://scratch.
mit.edu
1
https://scratch.
mit.edu
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12.
Пространственные
столкновения.
13.
столкновения
и
реакция
на
1
1
Реакция на нажатия клавиш и клики мыши.
1
1
14.
Создание интерактивных игровых ситуаций.
1
1
15.
Продвинутый скриптинг событий.
1
1
1
1
Практический проект: создание игрового проекта с
реакциями на события.
Раздел IV. Графика и анимация (6 часов)
Работа с графикой в Scratch: основы координатной
17.
сетки.
16.
1
https://scratch.
mit.edu
https://scratch.
mit.edu
https://scratch.
mit.edu
https://scratch.
mit.edu
https://scratch.
mit.edu
1
https://scratch.
mit.edu
https://scratch.
mit.edu
18.
Рисование фигур и геометрических примитивов.
1
1
19.
Анимация объектов и персонажей.
1
1
1
1
https://scratch.
mit.edu
1
1
https://scratch.
mit.edu
1
1
https://scratch.
mit.edu
20.
21.
22.
Эффекты
трансформации
и
масштабирования
изображений.
Интерфейсы
взаимодействия
с
объектами
и
персонажами.
Практический проект: разработка игры с анимацией.
Раздел V. Изучение базовых элементов математики в программировании (6 часов)
Переменные и вычисления в программах.
23.
1
24.
25.
Случайные числа и вероятность.
Координаты и геометрия на плоскости.
1
1
1
1
1
Модульные арифметические операции.
27.
Инструменты анализа данных и статистики.
Практический проект:
интеграция математики в
28.
игровую программу.
Раздел VI. Финальные проекты и презентации (6 часов)
Проведение финального этапа обучения с презентацией
29.
выполненных работ.
26.
1
1
1
1
1
1
https://scratch.
mit.edu
1
1
https://scratch.
mit.edu
30.
Идея и проектирование конечного проекта.
1
1
31.
Реализация идеи и программирование проекта.
1
1
32.
Тестирование и отладка программы.
1
1
33.
Презентация готовых проектов перед аудиторией.
1
1
34.
Рефлексия и оценка проделанной работы
1
1
https://scratch.
mit.edu
https://scratch.
mit.edu
https://scratch.
mit.edu
https://scratch.
mit.edu