Рабочая программа учебного курса "Основы программирования для обучающихся 10 класса"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ Лицей №9

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры учителей
математики, информатики и
физики

заместитель директора

директор лицея

Муромцева М.В.
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Савина А.Ю.
29.08.2025 г.

Жигульская И.В.
Приказ №389 от 29.08.2025г
Подписано: Жигульская Ирина Викторовна
DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru
Дата: 2025.10.21 18:44:07 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы программирования»
для учащихся 10-х классов

Волгоград 2025

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Программирование»
разработан в соответствии с:
Федеральным государственным стандартом среднего общего образования (далее —
ФГОС СОО);
Основной образовательной программой среднего общего образования МОУ
Лицей № 9;
Программой воспитания МОУ Лицей № 9;
Примерной программой внеурочной деятельности.

Общая характеристика курса
Программа предназначена для учащихся 10 класса. Главная ее идея - это
реализация идеи предпрофильной подготовки учащихся, организация систематического
и системного повторения, углубления и расширения знаний по теме «Алгоритмы и
элементы программирования». Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, выходят за
рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному
курсу, поэтому данный курс будет
способствовать совершенствованию и развитию
важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной
программой. Данный курс является практико-ориентированным, дает учащимся
возможность познакомиться с основами программирования на языке Python и
применить знания на практике при работе над проектами.
Обучение программированию является важным этапом в общеобразовательном
развитии обучающегося, поскольку позволяет в наиболее общей и в то же время
наглядной форме выработать навык применения формальных операций к широкому
кругу объектов.
Основной целью курса является знакомство с различными стилями
программирования,
развитие алгоритмического
и
логического мышления
обучающихся.
Задачи курса:
• формирование интереса к изучению профессии, связанной с
программированием;
• формирование у обучающихся представления о принципах построения
языков программирования;
• углубление знаний об алгоритмических конструкциях иструктурах данных;
• развитие алгоритмического и логического мышления;
• формирование навыков грамотной разработки программ;
• углубление знаний, умений и навыков решениязадач по программированию и
алгоритмизации.

Место в учебном плане
Программа реализуется в
ФГОС и
направлена
на
обучающихся. На изучение
отводится
1 час в неделю,

рамках основных направлений определённых
общеинтеллектуальное развитие
курса «Программирование» в 10
классе
всего 34
часа.

Содержание курса
Модуль 1.Синтаксис языка программирования Python (3 часа)
Понятие о языке Python. Где применяется. Технология разработки программного
обеспечения. Стиль программирования. Структура простейшей программы.
Переменные и константы. Решение задач.
Модуль 2. Основные управляющие конструкции линейного алгоритма (4 ч.)
Ввод-вывод.
Концепция
присваивания.
Арифметические
и
логические
выражения. Программы с линейной структурой. Решение задач.
Модуль 3. Основные управляющие конструкции ветвления (8ч.)
Логический тип. Условная инструкция. Решение задач на циклы и
условия.
Модуль 4. Основные управляющие конструкции циклическогоалгоритма(10 ч.)
Цикл for. Цикл while. Вложенные циклы.Решение задач.
Модуль 5. Обработка текстов (3 ч.)
Строки. Срезы в строках. Методы строк. Решение задач.
Модуль 6. Структура данных - список (3 ч.) Списки. Решение задач
со
списками. Срезы в списках. Генераторы списков. Решение задач со списками и срезами.
Модуль 7. Обработка массивов (3ч)
Операции со списками. Сортировка массива. Двоичный поиск.
Двумерные
массивы. Словари (ассоциативные массивы) Разработкамини-игры
Модуль 8. Обработка чисел (10ч.)
Анализ цифр числа. Сумма и произведение последовательности чисел, поиск
максимального и минимального в потоке, проверка простоты.
Модуль 9. Модуль tkinter (14 ч.)
Событийная модель построения приложения. Виджеты. Модуль tkinter. Мини-игра
Модуль 10. Объектно-ориентированное программирование (4 ч.)
Объектно-ориентированное-программирование. Классы в Рython. Особенности
ООП в Python. Разработка мини-игр.
Модуль 11. Разработка web-приложений(2ч.)
Основы разработки web-приложений вPython.
Модуль 12. Проект (4 ч.)
Выполнение и защита проекта.
Курс включает: знакомство с концепцией языка Python, изучение синтаксиса
языка, различных стилей программирования, методов разработки, кодирования
и отладки программ, углубление знаний об алгоритмических конструкциях и структурах
данных. Выбор Python обусловлен тем, что это язык,
обладающий
рядом
преимуществ перед другими языками: ясность кода, быстрота реализации. Python —
развивающийся язык, используемый в реальных проектах. Это означает, что
его изучение не пройдёт напрасно. Средства для работы с Python относятся к
категории свободно распространяемого программного обеспечения. Python имеет
обширную область применения. Так, на Python создаются расширения к графическому
редактору GIMP, на Python можно программировать в офисном пакете OpenOffice.org,
на Python пишутся сценарии для пакета BD-моделирования Blender, Python активно
используется
при создании компьютерных игр и web-приложений. Python —
интерпретируемый язык,
что очень удобно при обучении программированию.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам
выполнения практических работ, зачетных практических работ по основным темам
данного элективного курса, а также по результатам выполнения мини-проектов.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов. Защита
итогового проекта предполагает публичное выступление учащегося с демонстрацией
результатов работы программы и презентации, содержащей аргументы в
пользу практической ценности работы, анализ полученных результатов, оценку
достигнутого прогресса в знаниях. Также обязательной частью отчёта является ответы
на вопросы одноклассников.
В завершении данного курса учащиеся могут представить результаты работы
над проектами на классном или школьном конкурсе творческих работ.
Преобладающий тип занятий - практикум. Все задания курса выполняются с
помощью
персонального
компьютера.
Форма
занятий
направлена
на
активизацию познавательной
деятельности, на
развитие
алгоритмического, операционного мышления учащихся.
Уроки строятся в соответствии с требованием санитарных норм, теоретические
и практические части занятий чередуются, во время работы за компьютером
используются упражнения для глаз.

Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:

 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и техники;
 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов.

Метапредметные результаты:
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания

Предметные результаты:
После изучения курса учащиеся должны:
• владеть навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости
формального описания алгоритмов;
• владеть стандартными приёмами написания программы для решения стандартной
задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки
таких программ на языке Python;
• знать место языка Python среди языков программированиявысокого уровня,
• знать особенности структуры программы, представленной наязыке Python,
• иметь представление о модулях, входящих в состав среды Python?
• знать возможности и ограничения использования готовых модулей,
• иметь представление о величине, ее характеристиках,
• знать что такое операция, операнд и их характеристики,
• знать
принципиальные
отличия
величин
структурированных
и
неструктурированных,
• иметь представление о таких структурах данных, как число, текст, кортеж, список,

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

словарь,
иметь представление о составе арифметического выражения;
знать математические функции, входящие в Python,
иметь представление о логических выражениях и входящих в них операндах,
операциях и функциях,
уметь записывать примеры арифметических и логических выражений всех
атрибутов, которые могут в них входить,
знать основные операторы языка Python, их синтаксис,
иметь представление о процессе исполнения каждого из операторов,
уметь разрабатывать программы обработки числовой исимвольной информации,
уметь разрабатывать программы (линейные, разветвляющиесяи с циклами),
иметь представление о значении полноценных процедур и функций для
структурно-ориентированного языка высокого уровня,
знать правила описания функций в Python и построение вызова,
знать принципиальные отличия между формальными, локальными и глобальными
переменными,
знать область действия описаний в функциях,
иметь представление о рекурсии, знать ее реализацию на Python,
владеть основными приемами формирования процедуры и функции,
знать свойства данных типа «массив», «матрица»
уметь воспроизводить алгоритмы сортировки массивов и двумерных массивов,
поиска в упорядоченном массиве, распространять эти алгоритмы на сортировку и
поиск в нечисловых массивах
уметь читать и записывать текстовые файлы в заданном формате.

Календарно-тематическое планирование учебного курса
«Программирование» 10 класс (34 часа)
№
п/п
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Дата
Электронные
Доминирующее
Количество
изучения
образовательные
ресурсы
направление
воспитания
часов
1. Синтаксис языка программированияPython
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Общие сведения о языке Python
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
Режимы работы
1
Ценность научного
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Переменные
1
book/python.htm
познания
2. Основные управляющие конструкции линейного алгоритма
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Выражения
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Выражения
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
Задачи на элементарные действия счислами
1
Ценность научного
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Задачи на элементарные действия счислами
1
book/python.htm
познания
3. Основные управляющиеконструкции ветвления
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Условный оператор
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Условный оператор
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Условный оператор
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
Множественное ветвление
1
Ценность научного
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Решение задач на условный оператор
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Решение задач на условный оператор
1
book/python.htm
познания
Наименование разделов и тем программы

14

Составление программ с ветвлением

1

15

Составление программ с ветвлением

1

161
7
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
book/python.htm
познания

4. Основные управляющиеконструкции циклическогоалгоритма
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Оператор цикла с условием
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Оператор цикла с условием
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Оператор цикла for
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Вложенные циклы
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Вложенные циклы
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
Случайные числа
1
Ценность научного
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Случайные числа
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Примеры решения задач с циклом
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Творческая работа "Циклы"
1
book/python.htm
познания
5. Обработка текстов
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Строки
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
Срезы строк
1
Ценность научного
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Решение задач со строками
1
book/python.htm
познания
6. Обработка массивов
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Списки
1
book/python.htm
познания
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro Ценность научного
Срезы списков
1
book/python.htm
познания

31

Срезы списков

1

32

Списки: примеры решения задач

1

33

Матрицы

1

34

Матрицы

1

ИТОГО:

34

http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
book/python.htm
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
book/python.htm
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
book/python.htm
http://kpolyakov.spb.ru/school/pro
book/python.htm

Ценность научного
познания
Ценность научного
познания
Ценность научного
познания
Ценность научного
познания

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.

2.
3.

1.
2.
3.
4.
5.

1.
2.
3.
4.
5.

Основная литература для учащихся
К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень. - М.: Бином,
2015.
(варианты
глав
по
программированию
для
изучающих
python
http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/python.htm)
Задачник: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 .
Авторская программа Д. П. Кириенко. Программирование на python (школа 179 г.
Москвы) http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=15
Дополнительная литература
Марк Лутц. Изучаем Python. 4-е издание учебник. -М.:Символ-Плюс,2011
Марк Саммерфилд. Программирование на Python 3. - М.: ДМКПресс,2014
«Программирование: типовые задачи, алгоритмы, методы» / Д.М.Златопольский - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Сборник задач по программированию» / Д. М. Златопольский -СПб.:БХВ-Петербург, 2011.
«Задачи по программированию» / под ред. С. М. Окулова - М.:БИНОМ.Лаборатория
знаний, 2014.
Электронные образовательные ресурсы
Сайт разработчика https: //www.python .от/ (дата обращения 06.09.21)
Сайт дистанционной подготовки по информатике Московскогоинститута открытого
образования и МЦНМОhttp://informatics.mccme.ru/ (датаобращения 06.09.21)
Самоучитель для начинающих python3https: //pythonworld.ru/samouchitel –pvthon (дата
обращения 06.09.21)
Интерактивный учебник http: //pvthontutor■щ/(дата обращения 06.09.21)
Сайт олимпиад по информатике в Санкт-Петербурге
http://neerc.ifmo.ru/school/io/index.html (дата обращения06.09.21)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».