МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ Лицей №9
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры учителей
химии и биологии
заместитель директора
директор лицея
Матвеева Л.В.
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Савина А.Ю.
29.08.2025 г.
Жигульская И.В.
Приказ №389 от 29.08.2025г
Подписано: Жигульская Ирина Викторовна
DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru
Дата: 2025.10.22 18:08:58 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Дополнительные вопросы биологии»
Волгоград 2025
Пояснительная записка
Биология выполняет важную интегрирующую роль в профессиональном медицинском и
естественнонаучном образовании, дает комплексное представление о мире живого в целом.
Рассмотрение развития знаний о жизни и деятельности в аспекте практического применения таких
знаний в соответствии с развитием человеческого познания способствует освоению навыков
интегрального мышления и анализа законов существования и развития живого мира. Подчеркивая
приоритетные и отличительные черты биологической науки России, курс рассматривает ее в
неразрывной связи с развитием мировой биологической науки
Программа разработана с целью повышения эффективности обучения учащихся 11-х классов,
изучающих биологию на углубленном/профильном уровне и обладающих хорошей учебной
мотивацией. Программа направлена на подготовку старшеклассников к успешной сдаче
итоговой аттестации по биологии в рамках курса СОО, а также на формирование базы для
дальнейшего биологического образования. В ходе изучения курса используются методы
углубленного изучения материала блоками, парная и групповая деятельность для самооценки и
взаимооценки, а также работа с биологической литературой.
Цели курса включают закрепление теоретических знаний, развитие практических навыков и
умений, применение полученных навыков в решении нетипичных задач в других областях знаний,
а также формирование и развитие у обучающихся навыков анализа и систематизации информации.
Задачи курса направлены на развитие естественнонаучного мышления, приобретение
исследовательских компетенций, стимулирование интереса и мотивации к изучению
биологии, а также на поощрение реализации интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся.
Контент учебного курса "Дополнительные вопросы биологии" разработан с учетом
возрастных особенностей учащихся и включает в себя лекционный формат обучения, решение
проблемных задач, выдвижение гипотез, анализ понятий и научных терминов, обсуждение
различных методов решения задач и выбор оптимального пути, а также умение проводить анализ.
Для контроля усвоения знаний обучающимся предлагаются тестовые задания и задачи по окончании
каждой темы изучаемого материала.
Актуальность программы. У выпускников экзамен по биологии входит в тройку самых
популярных среди экзаменов по выбору за среднее общее образование. Следует понимать, что в
вузах с биологическими специальностями большой конкурс, а к поступлению в них надо заранее
серьёзно готовиться. Для большого количества выпускников 11-х классов ЕГЭ по биологии
является, пожалуй, первым серьёзным испытанием, от которого зависит их дальнейшая жизнь
и её успешность. При этом в случае «закрытого ряда требований» в эталоне к ряду заданий
предлагается единственный правильный вариант ответа и указано «Правильный ответ
должен содержать следующие позиции». В ответах на такие задания должны обязательно
присутствовать все позиции, указанные в эталоне ответа. Иная интерпретация
не
допускается.
Такие требования предъявляются к заданиям,
предполагающим определение по рисунку объекта и описание его строения или функции,
выявление и исправление биологических ошибок в тексте, предоставление решения задачи,
имеющей определённую схему решения, соответствующие обозначения, выполнение
расчётов, поэтому иные формулировки ответа не допускаются. Как правило, это задания 23, 24, 27,
28. Эта ситуация требует большой подготовки к заданиям такого типа.
Содержание курса
Раздел 1.Задачи на энергетический обмен.
Обмен веществ и превращения энергии. Энергетический обмен и пластический обмен, их
взаимосвязь. Стадии энергетического обмена.
Раздел 2 .Задачи на биосинтез белка.
Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный
характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.
Раздел 3.Генетические задачи.
Условные обозначения и важная информация для решения задач по генетике . Закономерности
наследственности. Законы Менделя. Законы Моргана: сцепленное наследование признаков.
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.
Генетика человека. Геном человека. Методы изучения генетики человека.
Планируемые результаты:
1) Личностные:
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности;
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению и личностному развитию;
- целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных
традиций,
формирование
системы
значимых
ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.
2) Метапредметные:
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности;
- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; 3)
Предметные:
-умение выделять существенные особенности процессов: обмена веществ и превращения
энергии в клетке, пластического и энергетического обмена;
- освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и
способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
- умение решать элементарные генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание,
сцепленное наследование, составлять схемы моногибридного скрещивания для предсказания
наследования признаков у организмов;
- подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии, включая знание наиболее трудных вопросов и умение
решать соответствующие задачи.
Научно-методологической основой для разработки требований к личностным,
метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу, является системно-деятельностный подход.
РП воспитания отражена в личностных результатах.
Интернет-ресурсы
Биология. Открытый банк заданий ЕГЭ. https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
Естественно-научный образовательный портал.
Студариум https://studarium.ru.
Сдам ЕГЭ Гущин Дмитрий. https://sdamgia.ru/
Основные виды деятельности обучающихся:
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах.
Методы обучения:
• словесные (рассказ, беседа, лекция);
• наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
• проблемно-поисковые (исследовательская деятельность); • практические (лабораторные
работы);• контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, динамика роста
знаний, умений, навыков).
Оценка качества образования происходит по без оценочной системы.
При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися
теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Проверка результатов работы:
подготовка домашнего задания и его защита в
группе; подготовка сообщения по тематике
занятия; подготовка проекта в группе.
Оценка результатов:
1) обучающиеся, посетившие не менее 75% курса, в конце учебного года получают зачет;
2) используются оценочные процедуры: листы самооценки, листы взаимооценки,
анкетирование (приложения1,2).
Программа учебного курса «Дополнительные вопросы биологии» рассчитана на
продолжительность в 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во
часов
теория
1
практика Интернет-ресурсы
п/п
Раздел1. Задачи на энергетический обмен. 5 часов
1.
Теоретическое обоснование темы.
1
2.
Разбор задач по теме: Энергетический обмен.
1
1
3
Разбор задач по теме: Энергетический обмен.
1
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
4
Тестовые задачи по теме: Энергетический обмен.
1
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
5
Обобщение и контроль знаний.
1
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
Раздел 2. Задачи на биосинтез белка. 13 часов
Теоретическое обоснование
1
Задачи
темы. на определение смысловой (кодирующей цепи)
ДНК.
1
Задачи на определение кодирующей и некодирующей
части гена.
2
Задачи на замену аминокислоты.
11
12
6
7
8-9
1
1
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
1
1
https://sdamgia.ru/ https://studarium.ru.
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
Задачи на работу с вирусной РНК.
1
1
https://sdamgia.ru/ https://studarium.ru.
Задачи на определение последовательности иРНК и
ДНК по антикодонам тРНК.
1
1
https://studarium.ru.
https://sdamgia.ru/ http://fipi.org›content/otkrytyy bank-zadaniy-ege
10
13
Задачи на определение последовательности тРНК.
1
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
14
Задачи на палиндромы
1
1
https://sdamgia.ru/ https://studarium.ru.
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
15
Задача с информативной и неинформативной частями 1
гена (с открытой рамкой считывания)
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
16
Задачи на правило Чаргаффа
1
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
17
Решение тестовых задач по теме: Биосинтез белка
1
1
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
18
Обобщение и контроль знаний.
1
2
https://sdamgia.ru/ https://studarium.ru.
2
2
https://studarium.ru.
1
Раздел 3. Генетические задачи. 16 часов
19-20.
Теоретическое
21-22.
Решение тестовых задач по теме.
2
23-24.
Задачи на кодоминирование, взаимодействие генов .
25-26.
Задачи
27-29.
Задачи на сцепление генов.
3
1
2
30-32
Сцепленное с
3
1
2
33-34.
Обобщение и контроль знаний.
на
обоснование темы.
дигибридное скрещивание.
полом наследование .
1
https://sdamgia.ru/ http://fipi.org›content/otkrytyy bank-zadaniy-ege
2
2
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
2
2
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege
2
https://studarium.ru. https://sdamgia.ru/
http://fipi.org›content/otkrytyy -bank-zadaniy-ege