Устав МОУ Лицей №9

Настоящее учреждение создано на основании решения Дзержинского районного Совета
народных депутатов г.Волгограда от 16.08.1989г. № 8/809 как средняя школа № 136
Дзержинского района г.Волгограда.
В 1993 году передано в муниципальную собственность решением Волгоградского
областного Совета народных депутатов от 10.06.1993г. № 13/152 «О передаче в
муниципальную собственность государственного имущества Волгоградской области» как
средняя школа № 136 Дзержинского района г.Волгограда на базе которой приказом
управления образования администрации г.Волгограда от 07.04.1995г. № 78 учреждено
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 136 с углубленным
изучением художественно-эстетического цикла Дзержинского района г.Волгограда.
Приказом управления образования администрации Волгограда от 11.05.1999г. № 163
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 136 с углубленным
изучением предметов художественно-эстетического цикла Дзержинского района г.Волгограда
реорганизовано путем преобразования в муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей № 9 Дзержинского района Волгограда с переходом прав и обязанностей на основании
передаточного акта.
Постановлением
Волгоградского
городского
Совета
народных
депутатов
администрации
Волгограда от
21.11.2003г.
№
64/1216/1266 муниципальному
общеобразовательному учреждению лицею № 9 Дзержинского района г.Волгограда
присвоено имя заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996г. №
7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об
образовании», Постановлением Правительства РФ от 10.03.2001г. № 196 «Об утверждении
Типового положения об общеобразовательном учреждении», Уставом города-героя
Волгограда и иными нормативными правовыми актами РФ, на основании Постановления
администрации Волгограда от 08.11.2011г. № 3425 «О создании муниципальных
образовательных учреждений Дзержинского района Волгограда путем изменения типа»
создано муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9 имени заслуженного
учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района г.Волгограда
путем изменения типа существующего муниципального общеобразовательного учреждения.
В целях приведения наименования учреждения в соответствие с требованиями
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), приказом
департамента по образованию администрации Волгограда от 21.11.2014г. № 777
муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9 имени заслуженного учителя
школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда
переименовывается в муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени
заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района
Волгограда».
1. Общие положения
1.1.
Официальное
полное
наименование
учреждения:
муниципальное
общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы
Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда» (далее - Лицей).
Сокращенное наименование учреждения: МОУ Лицей № 9.
1.2. Лицей по своей организационно-правовой форме является учреждением. Тип
учреждения – бюджетный.
В соответствии с типами образовательных организаций, установленными Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации», Лицей относится к
общеобразовательным организациям.
1.3. Лицей филиалов и представительств не имеет.
1.4. Место нахождения Лицея: 400137, Россия, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии,
26 а.

Адрес места осуществления образовательной деятельности Лицея: 400137, Россия, г.
Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 26 а.
1.5. Учредителем Лицея является муниципальное образование – городской округ городгерой Волгоград (муниципальное образование Волгоград).
Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Волгоград
осуществляют администрация Волгограда, департамент по образованию администрации
Волгограда (далее Департамент), департамент муниципального имущества администрации
Волгограда (далее Департамент муниципального имущества), Дзержинское территориальное
управление департамента по образованию администрации
Волгограда (далее
Территориальное управление) в соответствии с муниципальными правовыми актами
Волгограда.
Лицей находится в ведении Территориального управления.
Местонахождение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя:
Администрация Волгограда: 400066, Россия, Волгоград, ул. им. Володарского, 5;
Департамент
муниципального
имущества:
400066,
Россия,
Волгоград,
ул. Волгодонская, 16;
Департамент: 400066, Россия, Волгоград, пр - кт им. В.И. Ленина, 17а;
Территориальное управление: 400075, Россия, Волгоград, ул. 51-й Гвардейской, 5.
Компетенция органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя Лицея,
определяется Положением об осуществлении администрацией Волгограда и отраслевыми
(функциональными) структурными подразделениями администрации Волгограда функций и
полномочий учредителя муниципального бюджетного образовательного учреждения
Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 19.08.2011г. №
2295.
1.6. Собственником имущества, передаваемого Лицею в оперативное управление,
является муниципальное образование Волгоград.
Лицей не отвечает по обязательствам муниципального образования Волгоград.
Муниципальное образование Волгоград несет субсидиарную ответственность по
обязательствам Лицея, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности
имущества Лицея, на которое может быть обращено взыскание.
От имени муниципального образования Волгоград права собственника муниципального
имущества Волгограда в части реализации вопросов, связанных с управлением и
распоряжением муниципальным имуществом Волгограда, организации передачи объектов
муниципального имущества Волгограда в оперативное управление, организации контроля за
использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества Волгограда,
осуществляет Департамент муниципального имущества в соответствии с муниципальными
правовыми актами Волгограда.
1.7. Лицей является юридическим лицом, зарегистрированным в едином
государственном реестре юридических лиц, имеет обособленное имущество, может от своего
имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде. Лицей имеет печать со своим полным наименованием,
необходимые для осуществления деятельности штампы и бланки.
Лицей отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве
оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов,
полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого
имущества, закрепленного за Лицеем Департаментом муниципального имущества или
приобретенного Лицеем за счет средств, выделенных Департаментом, а также недвижимого
имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное
управление Лицея и за счет каких средств оно приобретено.
1.8. Лицей в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих
организациях», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иным
законодательством
Российской
Федерации
об
образовании,
законодательством
2

Волгоградской области, муниципальными правовыми актами Волгограда, настоящим
Уставом.
Деятельность Лицея основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера
образования.
1.9. Лицей создает условия для реализации гражданами Российской Федерации
гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного
начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Лицей вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим
образовательным программам, реализация которых не является основной целью его
деятельности:
дополнительным
общеобразовательным
программам,
программам
профессионального обучения.
Лицей может осуществлять приносящую доход деятельность, предусмотренную
настоящим Уставом.
1.10. Лицей обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в
осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической
деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.
Лицей свободен в определении содержания образования, выборе учебно-методического
обеспечения, образовательных технологий по реализуемым им образовательным программам.
1.11. В Лицее создание и деятельность политических партий, религиозных организаций
(объединений) не допускаются.
1.12. Лицей формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы,
содержащие информацию о его деятельности, и обеспечивает доступ к таким ресурсам
посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на
официальном сайте Лицея в сети «Интернет», в порядке и в соответствии с требованиями,
установленными законодательством Российской Федерации.
2. Предмет, цели и основные виды деятельности Лицея
2.1. Лицей является социально ориентированной некоммерческой организацией, не
имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не
распределяющей полученную прибыль между участниками.
2.2. Предметом деятельности Лицея является обеспечение реализации права каждого на
получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего
общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства.
2.3. Целями деятельности Лицея является осуществление образовательной деятельности
посредством реализации образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования, среднего общего образования; обеспечение охраны и
укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития
личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в
самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечения отдыха учащихся,
создание условий для культурной, спортивной и иной деятельности.
2.4. Основными видами деятельности Лицея является:
реализация образовательных программ начального общего образования;
реализация образовательных программ основного общего образования;
реализация образовательных программ среднего общего образования;
реализация дополнительных общеобразовательных программ;
реализация программ профессионального обучения;
организация отдыха детей в каникулярный период в лагере с дневным пребыванием
детей, организованном на базе Лицея.
3

2.5. Лицей вправе осуществлять, в том числе за счет средств физических и юридических
лиц, следующие виды деятельности, не являющиеся основными:
1) оказание потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации
платных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими основными
образовательными программами, федеральными государственными образовательными
стандартами:
преподавание специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной
дисциплине, предусмотренной учебным планом;
проведение занятий по углубленному изучению предметов (за рамками основных
образовательных программ);
репетиторство;
ведение различных курсов;
создание различных студий, групп, творческих объединений, направленных на
всестороннее развитие гармоничной личности;
создание различных кружков, секций, групп по укреплению здоровья;
2) оказание консультационных, информационных и маркетинговых услуг в
образовательной сфере деятельности;
3) осуществление спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
4) организация и проведение ярмарок, выставок, выставок-продаж, конференций,
семинаров и иных аналогичных мероприятий.
Виды деятельности, требующие в соответствии с законодательством Российской
Федерации лицензирования, осуществляются Лицеем только после получения
соответствующей лицензии.
Лицей может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку,
поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан, и если это соответствует
таким целям.
Оказание Лицеем платных образовательных услуг регламентируется Положением,
разработанным в соответствии с требованиями действующего законодательства и
утвержденным Советом Лицея, а также договором об оказании платных образовательных
услуг, заключаемым между Лицеем и заказчиком данных услуг.
2.6. Лицей осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об
образовании, в том числе:
обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие
качества подготовки учащихся установленным требованиям, соответствие применяемых
форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям,
склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся;
создает безопасные условия обучения, воспитания учащихся в соответствии с
установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учащихся, работников Лицея;
соблюдает права и свободы учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся, работников Лицея.
3. Организация образовательного процесса
3.1. Лицей осуществляет образовательную деятельность на основании выданной ему в
установленном порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности.
3.2. Основанием возникновения образовательных отношений является приказ директора
Лицея о приеме лица на обучение в Лицее или для прохождения промежуточной аттестации и
(или) государственной итоговой аттестации. При приеме на обучение изданию приказа о
приеме лица на обучение предшествует заключение договора об образовании.
В договоре об образовании указываются взаимные права, обязанности и
ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения и развития учащихся.
Отношения между Лицеем и родителями (законными представителями) иных учащихся
Лицея регулируются настоящим Уставом. Лицей также вправе заключать договоры с
4

родителями (законными представителями) учащихся начального, основного, среднего
уровней общего образования, регламентирующие их взаимные права и обязанности по
вопросам обучения ребенка.
3.3. Прием в Лицей осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
Правила приема в Лицей в части, не урегулированной Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации», другими федеральными законами, порядком приема в
образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом исполнительной власти, определяются Лицеем
самостоятельно путем принятия локального нормативного акта.
Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны
обеспечивать прием в Лицей граждан, имеющих право на получение общего образования
соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплен Лицей.
При приеме гражданина в Лицей, последний обязан ознакомить его и (или) его
родителей (законных представителей) с Уставом Лицея, лицензией на осуществление
образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации Лицея,
основными образовательными программами, реализуемыми Лицеем, и другими документами,
регламентирующими организацию образовательного процесса.
3.4. Обучение детей в Лицее начинается с достижения ими возраста шести лет шести
месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения
ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей)
Территориальное управление вправе разрешить прием детей в Лицей на обучение по
образовательным программам начального общего образования в более раннем или более
позднем возрасте.
3.5. Содержание образования в Лицее определяется федеральными государственными
образовательными стандартами, реализуемыми посредством образовательных программ,
которые разрабатываются и утверждаются Лицеем самостоятельно. Основная
образовательная программа Лицея призвана обеспечить достижение учащимися результатов
освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими
федеральными государственными образовательными стандартами и разрабатывается на
основе соответствующих примерных основных образовательных программ.
3.6. Образовательная деятельность в Лицее осуществляется на государственном языке
Российской Федерации. Преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ,
осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами, образовательными стандартами.
3.7. Лицей осуществляет образовательный процесс в соответствии со следующими
уровнями общего образования:
Начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года). Начальное общее
образование направлено на формирование личности учащегося, развитие его индивидуальных
способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение
чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами
теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и
речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет). Основное общее
образование направлено на становление и формирование личности учащегося (формирование
нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры
межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным
языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие
склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
5

Среднее общее образование (нормативный срок освоения 2 года). Среднее общее
образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности учащегося,
развитие интереса к познанию и творческих способностей учащегося, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной
ориентации содержания среднего общего образования, подготовку учащегося к жизни в
обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу
профессиональной деятельности.
Наряду с общеобразовательными программами базового уровня основного общего и
среднего общего образования реализуются программы, обеспечивающие дополнительную
(углубленную) подготовку учащихся по естественнонаучному и гуманитарному
направлениям (физика, биология, химия, алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа,
информатика, русский язык, литература, история, искусство (мировая художественная
культура) английский язык, французский язык).
Исходя из запросов учащихся и их родителей (законных представителей), при наличии
соответствующих условий в Лицее может быть введено обучение по различным профилям и
направлениям.
3.8. В Лицее в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами в порядке, предусмотренном действующими законодательными актами
Российской Федерации, осуществляется получение учащимися начальных знаний об обороне
государства, о воинской обязанности граждан и приобретение учащимися навыков в области
гражданской обороны, а также подготовка учащихся - граждан мужского пола, не прошедших
военной службы, по основам военной службы.
3.9. Организация образовательного процесса в Лицее строится на основе годового
календарного учебного графика, согласованного с Территориальным управлением, учебного
плана, разрабатываемого Лицеем самостоятельно в соответствии с федеральным базисным и
региональным учебными планами, и регламентируется расписанием занятий.
3.10. Обучение в Лицее, с учетом потребностей, возможностей личности и в
зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с учащимися
осуществляется в очной форме. При реализации образовательных программ независимо от
форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные
образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Общеобразовательные программы могут реализовываться Лицеем как самостоятельно,
так и посредством сетевых форм их реализации. При реализации общеобразовательных
программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная
на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и
построения учебных планов, использовании соответствующих технологий.
3.11. Учащиеся Лицея имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану,
обеспечивающему освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах
осваиваемой образовательной программы осуществляется в порядке, установленном
локальными нормативными актами Лицея.
3.12. Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования
или самообразования, вправе пройти в Лицее экстерном промежуточную и государственную
итоговую аттестацию по имеющим государственную аккредитацию образовательным
программам основного общего и среднего общего образования бесплатно. При прохождении
указанных аттестаций экстерны пользуются академическими правами учащихся по
соответствующей программе.
3.13. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы,
сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
6

Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся определяются локальными нормативными актами
Лицея, принятыми в установленном порядке.
Лицей осуществляет индивидуальный учет результатов освоения учащимися
образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на
бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Родителям (законным представителям) учащихся обеспечивается возможность
ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками
успеваемости учащихся.
3.14. Учащиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного
года, переводятся в следующий класс по результатам промежуточной аттестации. Перевод
учащегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета Лицея в
соответствии с его компетенцией, определенной настоящим Уставом.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью.
Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Лицей создает
условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль
за своевременностью ее ликвидации. Ответственность за ликвидацию учащимися
академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их
родителей (законных представителей).
Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную
аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более
двух раз в сроки, определяемые Лицеем, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности. В указанный период не включается время болезни учащегося.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз Лицеем создается комиссия.
Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или
имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с
момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей)
оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным
образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
3.15. Освоение образовательных программ основного общего и среднего общего
образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников,
осуществляемой в установленном порядке.
Государственная итоговая аттестация является обязательной и проводится в порядке и в
формах, определенных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования.
К государственной итоговой аттестации допускаются учащиеся, не имеющие
академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или
индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения
государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Учащимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается
аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение
общего образования соответствующего уровня.
Учащимся, не прошедшим государственную итоговую аттестацию или получившим на
государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также учащимся,
7

освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего
образования и (или) отчисленным из Лицея, выдается справка об обучении или о периоде
обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому Лицеем.
3.16. Учебный год в Лицее начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с
учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. В процессе освоения
общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и
окончания каникул определяются Лицеем самостоятельно.
3.17. Режим и график работы учреждения определяются Лицеем самостоятельно в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к режиму дня в
образовательных организациях с учетом допустимого объема недельной образовательной
нагрузки. Информация о режиме и графике работы размещаются на официальном сайте
Лицея в установленном порядке.
3.18. В случае прекращения деятельности Лицея, аннулирования соответствующей
лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной
программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей
образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им коллегиальный орган
управления Лицея обеспечивают перевод совершеннолетних учащихся с их согласия и
несовершеннолетних учащихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие
организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным
программам соответствующих уровня и направленности.
В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия
государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования,
учредитель и (или) уполномоченный им орган управления Лицеем обеспечивают перевод по
заявлению совершеннолетних учащихся, несовершеннолетних учащихся по заявлению их
родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие
образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным
образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и
условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
4. Участники образовательных отношений. Работники Лицея
4.1. Участниками образовательных отношений являются учащиеся, педагогические
работники Лицея, родители (законные представители) учащихся.
4.2. Лицей обеспечивает права каждого учащегося в соответствии с Конвенцией о
правах ребенка, принятой 44-ой сессией Генеральной ассамблеи ООН, Законом Российской
Федерации от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими
нормами действующего законодательства.
4.3. Права учащихся и их обязанности устанавливаются локальными нормативными
актами Лицея, разработанными в соответствии с требованиями действующего
законодательства. Лицей обеспечивает ознакомление учащихся, их родителей (законных
представителей) с локальными нормативными актами, определяющими права и обязанности
учащихся.
4.4. Дисциплина в Лицее поддерживается на основе уважения человеческого
достоинства учащихся, педагогических работников. Применение физического и (или)
психического насилия по отношению к учащимся не допускается.
За неисполнение или нарушение Устава Лицея, правил внутреннего распорядка и иных
локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности к учащимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания замечание, выговор, отчисление из Лицея.
8

Меры дисциплинарного взыскания не применяются к учащимся по образовательным
программам начального общего образования, а также к учащимся с ограниченными
возможностями здоровья. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к
учащимся во время их болезни и каникул.
При выборе меры дисциплинарного взыскания Лицей учитывает тяжесть
дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен,
предыдущее поведение учащегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также
мнение коллегиальных органов управления Лицея.
По решению Лицея за неоднократное совершение дисциплинарных проступков
допускается применение отчисления несовершеннолетнего учащегося, достигшего возраста
пятнадцати лет, из Лицея как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление
несовершеннолетнего учащегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и
меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в Лицее
оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права и права работников
Лицея, а также нормальное функционирование Лицея.
Решение об отчислении несовершеннолетнего учащегося, достигшего возраста
пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного
взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с
согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Лицей незамедлительно информирует об отчислении несовершеннолетнего учащегося в
качестве
меры
дисциплинарного
взыскания
орган
местного
самоуправления,
осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления,
осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители)
несовершеннолетнего учащегося, отчисленного из Лицея, не позднее чем в месячный срок
принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним учащимся общего
образования.
Учащийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося вправе
обжаловать меры дисциплинарного взыскания и их применение к учащемуся в комиссию по
урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Порядок применения к учащимся и снятия с учащихся мер дисциплинарного взыскания
устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
4.5. Родители (законные представители) учащихся имеют право:
выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом
мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
(при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации,
осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и
элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого
Лицеем;
знакомиться с Уставом Лицея, лицензией на осуществление образовательной
деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной
документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности;
знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
защищать права и законные интересы учащихся;
получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических,
психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на проведение таких обследований или
участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать
информацию о результатах проведенных обследований учащихся;
9

принимать участие в управлении Лицеем в форме, определяемой настоящим Уставом;
присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией,
обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам
обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для
организации обучения и воспитания детей.
4.6. Родители (законные представители) учащихся обязаны:
обеспечить получение детьми общего образования;
соблюдать правила внутреннего распорядка Лицея, требования локальных нормативных
актов, которые устанавливают режим занятий учащихся, порядок регламентации
образовательных отношений между Лицеем и учащимися и (или) их родителями (законными
представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих
отношений;
уважать честь и достоинство учащихся и работников Лицея.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
федеральными законами, родители (законные представители) учащихся несут
ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
4.7. Для работников Лицея работодателем является данное учреждение. Трудовые
отношения между Лицеем и ее работниками возникают на основании трудового договора,
заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Лицей самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет прием на
работу работников, заключает с ними и расторгает трудовые договоры, распределяет
должностные обязанности, создает условия и организует дополнительное профессионального
образование работников.
Наряду с должностями педагогических работников в Лицее предусматриваются
должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных,
учебно-вспомогательных,
медицинских
и
иных
работников,
осуществляющих
вспомогательные функции (далее – работники, осуществляющие вспомогательные функции).
4.8. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям,
указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых
прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья,
свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в
психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и
половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и
общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а
также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо
тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
4.9. Право на занятие должностей работников, осуществляющих вспомогательные
функции, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
4.10. Работники Лицея имеют право на:
участие в управлении Лицеем в порядке, определяемом Уставом;
защиту профессиональной чести и достоинства;
10

нормальные и безопасные условия труда, защиту в случаях чрезвычайных ситуаций;
иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.11. Педагогические работники пользуются академическими правами и свободами,
установленными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
Академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав и свобод
других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской
Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в
локальных нормативных актах Лицея.
Педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии,
предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации».
4.12. Работники Лицея обязаны:
выполнять свои должностные обязанности, предусмотренные трудовым договором и
должностными инструкциями;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования локальных
нормативных актов Лицея, Устав Лицея;
проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке
обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
4.13. Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в
полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
в соответствии с утвержденной рабочей программой;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям
профессиональной этики;
уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательных
отношений;
развивать у учащихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в
условиях современного мира, формировать у учащихся культуру здорового и безопасного
образа жизни;
применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания;
учитывать особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья,
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с
медицинскими организациями;
систематически повышать свой профессиональный уровень;
проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке,
установленном законодательством об образовании;
проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при
поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные
медицинские осмотры по направлению работодателя;
проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке
обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
соблюдать Устав Лицея, правила внутреннего трудового распорядка.
Педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги
учащимся в Лицее, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность
для политической агитации, принуждения учащихся к принятию политических, религиозных
или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной
или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство
либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной,
религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе
11

посредством сообщения учащимся недостоверных сведений об исторических, о
национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения
учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
4.19. Работники Лицея несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены
действующим законодательством.
5. Управление Лицеем
5.1. Управление Лицеем осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
5.2. Единоличным исполнительным органом Лицея является директор, который
осуществляет текущее руководство деятельностью Лицея.
5.2.1. Кандидат на должность директора Лицея проходит обязательную аттестацию в
порядке, установленном постановлением администрации Волгограда. Запрещается занятие
должности директора Лицея лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности
по основаниям, установленным трудовым законодательством.
Директор Лицея назначается Территориальным управлением по согласованию с
Департаментом на основании трудового договора.
Должностные обязанности директора Лицея не могут исполняться по совместительству.
Права и обязанности директора Лицея, его компетенция в области управления Лицеем
определяются в соответствии с законодательством об образовании и настоящим Уставом.
5.2.2. Директор Лицея:
без доверенности действует от имени Лицея, представляет его интересы в отношениях с
государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и
физическими лицами;
руководит деятельностью Лицея на основе единоначалия;
использует имущество и средства Лицея, заключает договоры, выдает доверенности;
определяет структуру управления деятельностью Лицея, утверждает штатное
расписание, правила внутреннего распорядка;
осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного
процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными
требованиями и нормативами, а также определяет меры социальной поддержки учащихся и
работников, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств;
обеспечивает целенаправленное и рациональное расходование денежных средств;
обеспечивает сохранность и использование имущества Лицея, в том числе недвижимого
и особо ценного движимого имущества, по целевому назначению в соответствии с видами
деятельности Лицея;
издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для всех
работников и учащихся Лицея;
обеспечивает соблюдение трудового законодательства, осуществляет подбор, прием на
работу по трудовому договору, расстановку педагогических и других работников Лицея,
повышение их квалификации и увольнение в соответствии с трудовым законодательством;
имеет право перераспределять должностные обязанности между заместителями,
работниками Лицея или при необходимости поручать им выполнение новых обязанностей;
определяет обязанности всех работников Лицея;
издает приказы о зачислении и отчислении учащихся, о применении к ним
дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивает представление в установленном порядке отчетов и другой необходимой
информации о деятельности Лицея;
осуществляет текущее руководство образовательной, хозяйственной и финансовой
деятельностью
Лицея,
за
исключением
вопросов,
отнесенных
действующим
12

законодательством или настоящим Уставом к компетенции органов, осуществляющих
полномочия Учредителя или коллегиальных органов управления Лицея;
исполняет другие обязанности согласно должностной инструкции, утвержденной
начальником Территориального управления.
5.2.3. Директор Лицея несет ответственность:
за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
за реализацию не в полном объеме образовательных программ;
за жизнь, здоровье учащихся и работников во время образовательного и
воспитательного процесса;
за нецелевое использование средств муниципального бюджета и муниципального
имущества;
перед Лицеем в размере убытков, причиненных Лицею в результате совершения
крупной сделки с нарушением требований действующего законодательства, независимо от
того, была ли эта сделка признана недействительной;
другие нарушения законодательства Российской Федерации.
Директор Лицея несет ответственность перед государством, обществом и органами,
осуществляющими функции и полномочия Учредителя, за свою деятельность в соответствии
с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и настоящим Уставом.
5.3. В Лицее формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся
Совет Лицея, Общее собрание работников Лицея, Педагогический совет. Структура, порядок
формирования, срок полномочий и компетенция коллегиальных органов управления Лицеем,
порядок принятия ими решений и выступления от имени Лицея устанавливаются настоящим
Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Общее руководство Лицеем осуществляет выборный коллегиальный орган
управления - Совет Лицея (далее – Совет). Деятельность Совета регламентируется настоящим
Уставом.
5.4.1. Компетенция Совета:
определяет стратегию развития Лицея;
утверждает основные направления развития Лицея;
разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению
инновационных технологий;
ведает вопросами этики и гласности;
контролирует расходование средств, являющихся собственностью Лицея;
рассматривает и утверждает локальные нормативные акты Лицея по вопросам,
находящимся в компетенции Совета;
заслушивает отчеты директора Лицея, его заместителей и других работников о работе
Лицея по итогам учебного и финансового года, отчеты о расходовании бюджетных и
внебюджетных средств, вносит предложения по совершенствованию работы администрации
и Лицея в целом; знакомится с итоговыми документами по проверке Лицея и содействует
выполнению мероприятий по устранению недостатков в работе;
создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям
работы Лицея, устанавливает их полномочия;
обсуждает и вносит свои предложения по вопросу внесения изменений в Устав Лицея;
обсуждает и вносит свои предложения по вопросу укрепления и развития материальнотехнической базы Лицея в соответствии с современными требованиями к организации
образовательного процесса;
содействует созданию здоровых и безопасных условий обучения в Лицее;
обсуждает и вносит свои предложения по вопросу введения профилей и других
направлений дифференциации обучения;
обсуждает и вносит предложения по развитию платных образовательных услуг;
рассматривает жалобы и заявления учащихся, родителей (законных представителей);
13

принимает в соответствии с требованиями действующего законодательства решение об
отчислении учащегося из Лицея;
определяет
пути
взаимодействия
Лицея
с
научно-исследовательскими,
производственными, образовательными и иными организациями, ассоциациями, творческими
союзами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и
профессионального роста педагогических работников;
ходатайствует при наличии оснований перед директором Лицея о поощрении
работников Лицея или о принятии к ним мер дисциплинарного взыскания;
содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и
развития Лицея;
осуществляет общественный контроль за деятельностью Лицея;
представляет совместно с директором Лицея интересы Лицея в государственных
органах, органах местного самоуправления, общественных организациях;
в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие
педагогических работников и администрацию Лицея от необоснованного вмешательства в их
профессиональную деятельность;
участвует в подготовке и утверждает Публичный (ежегодный) доклад Лицея
(публичный доклад подписывается совместно директором Лицея и председателем Совета
Лицея).
5.4.2. Порядок формирования Совета:
Совет состоит из представителей работников, учащихся, родителей, общественности.
Совет формируется из числа работников Лицея, родителей (законных представителей)
учащихся всех уровней общего образования, учащихся 9-11 классов. Кандидатуры в члены
Совета выдвигаются на соответствующих собраниях коллективов.
В Совет могут входить представители органов, осуществляющих управление в сфере
образования, представители общественности.
Формирование Совета происходит путем выдвижения и кооптации:
от трудового коллектива - не менее 4 человек (выдвижение оформляется протоколом
общего собрания работников). Общее количество членов Совета из числа работников Лицея
не может превышать одной четвертой общего числа членов Совета;
от родителей (законных представителей) учащихся: не менее трех - от классов каждого
уровня образования (выдвижение оформляется протоколом общего родительского собрания).
Работники Лицея, дети которых в нем обучаются, не могут быть выдвинуты в члены Совета в
качестве родителей (законных представителей) учащихся. Общее количество членов Совета,
избираемых от родителей (законных представителей) не может быть меньше одной трети и
больше половины общего числа членов Совета;
от учащихся 9-11-х классов – не менее трех человек.
В состав Совета по должности входит директор Лицея.
В случае выбытия членов Совета в срок, не превышающий 1 месяца, проводится
процедура выдвижения кандидатов трудовым либо родительским коллективами Лицея. В 10тидневный срок после выдвижения кандидатов издается приказ директора Лицея о введении
новых кандидатов в состав Совета.
Состав Совета формируется и утверждается приказом директора Лицея в 10-тидневный
срок после выдвижения кандидатов. В приказе также указывается дата первого заседания
Совета.
Срок полномочий Совета один год.
5.4.3. Порядок работы Совета.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал,
а также по инициативе председателя Совета, директора Лицея или по требованию не менее
25% членов Совета.
Дата, время проведения, повестка заседания Совета, а также необходимые материалы
доводятся до сведения членов Совета не позднее, чем за 3 дня до заседания.
14

На первом заседании избираются председатель Совета, секретарь Совета,
распределяются обязанности. Директор Лицея не может быть избран на пост председателя
Совета.
Члены Совета Лицея выполняют свои обязанности на общественных началах.
Председатель Совета организует его работу, контролирует выполнение решений Совета,
председательствует на заседаниях.
Совет Лицея имеет право создавать постоянные и (или) временные комиссии,
руководство работой комиссии возлагается на члена Совета.
На заседании Совета с правом совещательного голоса могут присутствовать участники
образовательных отношений, не являющиеся членами Совета, поставив об этом в известность
председателя Совета не позднее, чем за 3 дня до заседания.
5.4.4. Решения Совета принимаются простым большинством голосов открытым
голосованием и в течение 3-х дней после принятия решений доводятся до сведения
участников образовательных отношений.
Решения Совета являются правомочными, если на его заседании присутствовало не
менее двух третей состава и за них проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Решения Совета Лицея, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для
администрации и всех членов трудового коллектива Лицея.
Локальные нормативные акты, принятые Советом, а также решения Совета,
распространяющиеся на всех участников образовательных отношений, вводятся в действие
приказом директора Лицея.
Решения Совета оформляются протоколом. Протокол подписывает председатель Совета
и секретарь. Протоколы Совета входят в номенклатуру дел Лицея.
5.5. Общее собрание работников Лицея является коллегиальным органом управления, в
состав которого входят все работники, для которых Лицей является основным местом работы.
5.5.1. Компетенция Общего собрания:
заслушивает отчет директора о работе Лицея;
утверждает план развития Лицея;
рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие
локальные нормативные акты Лицея по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает
решение о заключении коллективного договора;
рассматривает
вопросы по созданию оптимальных условий для организации
коллективного труда и профессионального роста каждого работника;
рассматривает и согласовывает локальные нормативные акты по вопросам, касающимся
оплаты труда и интересов работников Лицея, предусмотренных трудовым законодательством;
рассматривает кандидатуры работников Лицея к награждению;
определяет численность и сроки полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание
её членов.
5.5.2. Порядок работы Общего собрания.
Общее собрание проводится не реже 2-х раз в год.
Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух
третей состава.
Общее собрание ведет председатель, избираемый из числа участников. Председатель
организует деятельность Общего собрания, осуществляет контроль за подготовкой вопросов
к заседанию.
На Общем собрании избирается секретарь, который ведет всю документацию и
подготавливает ее для сдачи в архив в установленном порядке.
Председатель и секретарь Общего собрания избираются сроком на один учебный год,
при необходимости собрание избирает счетную комиссию.
5.5.3. Решения Общего собрания могут приниматься путем проведения как открытого,
так и тайного голосования.

15

Решения Общего собрания являются правомочными, если на нем присутствовало не
менее двух третей состава и за них проголосовало не менее половины присутствующих (при
равном количестве голосов решающим является голос председателя Общего собрания).
Решения, принятые Общим собранием в пределах его полномочий и в соответствии с
требованиями действующего законодательства Российской Федерации, после утверждения их
директором Лицея являются обязательными для администрации и всех членов трудового
коллектива. Все решения общего собрания своевременно доводятся до сведения всех
участников образовательных отношений.
Заседания Общего собрания оформляются протоколом, в котором фиксируется
ход обсуждения вопросов, предложения и замечания участников Общего собрания.
Протоколы подписываются председателем и секретарем Общего собрания (в случае
избрания счетной комиссии к протоколу прилагается протокол счетной комиссии).
Документы Общего собрания входят в номенклатуру дел Лицея.
5.6. Педагогический совет Лицея (далее – Педагогический совет) является
коллегиальным органом управления, осуществляющим организацию образовательного
процесса.
5.6.1. Компетенция Педагогического Совета:
рассматривает основные вопросы образовательного процесса в Лицее;
разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению
инновационных технологий;
утверждает образовательную программу, разрабатываемую Лицеем самостоятельно на
основе соответствующих примерных основных образовательных программ
и
обеспечивающую достижение учащимися результатов освоения основных образовательных
программ,
установленных
соответствующими
федеральными
государственными
образовательными стандартами;
обсуждает и утверждает планы работы Лицея, образовательные программы и учебные
планы; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
утверждает по согласованию с Территориальным управлением годовой календарный
учебный график;
принимает решение о переводе и выпуске учащихся, оставлении на повторное
обучение учащегося, имеющего академическую задолженность по двум и более предметам;
утверждает систему оценок при промежуточной аттестации учащихся, формы и порядок
ее проведения;
решает вопросы допуска учащихся к государственной итоговой аттестации.
рассматривает результаты анализа деятельности педагогического коллектива Лицея
за определенный период;
определяет цели и задачи Лицея на учебный год;
принимает и рекомендует к утверждению на Совете Лицея концепцию, программу
развития Лицея;
определяет содержание образования, формы, методы образовательного процесса и
способы их реализации;
принимает решения об обеспечении комплексной безопасности образовательного
процесса по итогам контроля соблюдения СанПиН, требований пожарной безопасности,
охраны труда;
рассматривает
вопросы
нарушения
учащимися
или
педагогическими
работниками Устава Лицея;
рекомендует кандидатуры педагогов к награждению государственными наградами,
присвоению почетных званий и иных знаков отличия;
принимает локальные акты Лицея по вопросам, входящим в его компетенцию.
5.6.2. Вопросы успеваемости, посещаемости занятий, поведения отдельных учащихся, а
также соблюдения их родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию
детей могут рассматриваться на малом Педагогическом совете, в состав которого входят
педагоги, работающие с конкретным учащимся, и его родители (законные представители).
16

Председателем заседания малого Педагогического совета может быть заместитель директора,
курирующий класс, в котором учится учащийся, или заместитель директора, курирующий
работу с детьми девиантного поведения и социально дезадаптированными семьями.
5.6.3. Состав Педагогического совета.
В состав Педагогического совета входят директор Лицея, его заместители, все
педагогические работники Лицея.
В работе Педагогического совета по мере необходимости могут принимать участие
представители учредителя, представители иных коллегиальных органов управления Лицея, а
также учащиеся и их родители (законные представители) с правом совещательного голоса.
5.6.4. Организация работы Педагогического совета.
Педагогический совет работает в соответствии с планом работы Лицея и собирается на
заседания по мере необходимости, но не реже 4-х раз в год.
Заседание Педагогического совета считается правомочным, если на нем присутствует не
менее двух третей его состава.
Председателем Педагогического совета является директор Лицея. Для ведения
протоколов заседаний и организации делопроизводства Педагогического совета из числа
педагогических работников избирается секретарь. Секретарь избирается сроком на один
учебный год.
Председатель организует деятельность Педагогического совета, осуществляет контроль
за подготовкой вопросов к заседанию.
5.6.5. Решения Педагогического совета принимаются открытым голосованием и
являются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава
(при равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического
совета).
Организацию выполнения решений Педагогического совета осуществляют директор
Лицея и ответственные лица, указанные в решении. Решения Педагогического совета
являются обязательными для исполнения, вводятся в действие приказом директора Лицея.
В случае несогласия с решением Педагогического Совета директор Лицея может
воспользоваться правом приостановить выполнение решения, информировать об этом
Территориальное управление, которое в трехдневный срок при участии заинтересованных
сторон рассматривает заявление директора Лицея, знакомится с мотивированными мнениями
заинтересованных сторон и выносит окончательное решение по спорному вопросу.
Заседания Педагогического совета оформляются протоколом, в котором фиксируется
ход обсуждения вопросов, предложения и замечания участников.
Протоколы заседаний подписываются председателем и секретарем Педагогического
совета.
Протоколы нумеруются постранично, ежегодно брошюруются, скрепляются подписью
директора Лицея, заверяются печатью Лицея. Протоколы Педагогического совета входят в
номенклатуру дел Лицея.
5.7. В целях учета мнения учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся и педагогических работников по вопросам управления
Лицеем и при принятии Лицеем локальных нормативных актов, затрагивающих их права и
законные интересы, по инициативе учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних учащихся и педагогических работников в Лицее:
создается Совет родителей, Совет учащихся старших классов;
действуют профессиональные союзы работников Лицея (представительный орган
работников).
5.7.1. Кроме вопросов, указанных в п. 5.7. настоящего Устава к компетенции Совета
родителей относится решение следующих вопросов:
5.7.1.1. Организация внеурочной деятельности с учащимися:
внесение на рассмотрение коллегиальных органов управления Лицея предложений по
организации и проведению внеклассной работы с учащимися;
17

участие в работе по профориентации учащихся путем организации экскурсий на
производство, встреч с людьми разных профессий;
организация совместных с родителями (законными представителями) учащихся
классных и общешкольных праздников, походов, поездок и экскурсий.
5.7.1.2. Обеспечение прав учащихся:
участие в выявлении неблагополучных семей, а также семей, нуждающихся в социальной поддержке;
участие в защите прав детей, нарушаемых в семьях, путем принятия мер общественного
воздействия на родителей (законных представителей) учащихся, нарушающих права детей,
сотрудничества с инспекцией ПДН, КДН и ЗП, органами опеки и попечительства, социальной
защиты и др.;
участие в работе по контролю качества питания учащихся, их медицинского
обслуживания, обеспечения безопасности.
5.7.1.3. Координация деятельности родительской общественности:
участие в подготовке и проведении родительских лекториев, собраний, встреч со
специалистами здравоохранения, правоохранительных органов и т.п.;
участие в работе родительских конференций Волгограда, региона;
координация деятельности классных родительских комитетов;
организация участия родителей (законных представителей) учащихся в мероприятиях и
акциях, проводимых Лицеем.
5.7.2. Формирование Совета родителей.
Совет родителей формируется из родителей (законных представителей) учащихся,
делегированных от каждой учебной параллели. Возможно формирование Совета родителей из
председателей всех родительских комитетов классов. Для координации работы в состав
Совета родителей входит заместитель директора Лицея по учебно-воспитательной работе.
Совет родителей формируется на один год. По истечении одного года полномочия
Совета родителей в прежнем составе может продлить только общешкольное родительское
собрание.
Из состава Совета родителей избираются председатель и секретарь.
5.7.3. Организация работы Совета родителей.
Члены Совета родителей осуществляют свои полномочия на добровольной и
безвозмездной основе.
Совет родителей признает за каждым членом полномочия родителей (законных
представителей) учащихся каждой параллели или каждого класса, делегировавших этому
представителю право говорить от их лица, представлять их интересы, защищать и отстаивать
их права, голосовать и принимать решения от их имени. Члены Совета родителей
информируют родительские собрания по параллелям о рассматриваемых вопросах и
принятых решениях.
Совет родителей собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Совет родителей правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.
5.7.4. Решения Совета родителей, принятые в рамках его полномочий, являются
обязательными для родителей (законных представителей) учащихся. Решения, обязательные
для исполнения всеми участниками образовательных отношений, вводятся в действие
приказом директора Лицея.
Совет родителей подотчетен общешкольному родительскому собранию и отчитывается
перед ним не реже одного раза в год.
Все заседания Совета родителей протоколируются и подписываются председателем
Совета родителей и секретарем.
Протоколы собраний Совета родителей входят в номенклатуру дел Лицея.
5.8. Совет учащихся старших классов (Совет старшеклассников) формируется из числа
учащихся 9-х, 10-х 11-х классов по одному представителю от класса. Представители от
каждого класса выбираются на классных собраниях.
18

Совет старшеклассников формируется на один год.
Совет старшеклассников возглавляет председатель. Для оформления решений Совета
старшеклассников из его членов выбирается секретарь.
Совет старшеклассников собирается по мере необходимости.
Совет старшеклассников правомочен выносить решения при наличии на заседании не
менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.
Решения Совета старшеклассников оформляются письменно и направляются в Совет
Лицея для учета мнения при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права
учащихся.
Заседания Совета старшеклассников протоколируются и подписываются председателем
и секретарем.
Протоколы собраний Совета старшеклассников входят в номенклатуру дел Лицея.
5.9. Для реализации основных задач Лицея могут создаваться научно-методический
совет и предметные методические объединения, действующие на основании
соответствующих Положений, содержание которых не должно вступать в противоречие с
действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
6. Структура финансовой и хозяйственной деятельности Лицея
Лицей самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, решает
вопросы, связанные с заключением договоров, определением своих обязательств и иных
условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.
Лицей обеспечивает исполнение своих обязательств в соответствии с муниципальным
заданием, планом финансово-хозяйственной деятельности и в пределах денежных средств,
полученных в установленном порядке.
6.1. Имущество Лицея.
6.1.1. Имущество закрепляется за Лицеем на праве оперативного управления
Департаментом муниципального имущества и является муниципальной собственностью
Волгограда.
Земельные участки, необходимые для выполнения Лицеем своих уставных задач,
предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
6.1.2. Источниками формирования имущества Лицея в денежной и иных формах
являются:
субсидии из бюджета муниципального образования Волгоград;
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
имущество, закрепляемое за Лицеем на праве оперативного управления;
другие, не запрещенные действующим законодательством, поступления.
6.1.3. Имущество и денежные средства Лицея отражаются на его балансе и
используются для достижения целей, определенных настоящим Уставом.
Особое ценное движимое имущество, закрепленное за Лицеем Департаментом
муниципального имущества или приобретенное за счет средств, выделенных ей
Департаментом на приобретение этого имущества, а также находящееся у Лицея недвижимое
имущество подлежат обособленному учету.
6.1.4. Департамент муниципального имущества вправе изъять излишнее,
неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за Лицеем
либо приобретенное Лицеем за счет средств бюджета Волгограда.
6.1.5. Лицей владеет, пользуется закрепленным имуществом в пределах, установленных
законодательством, муниципальными правовыми актами Волгограда, в соответствии с
целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом,
распоряжается имуществом с согласия Департамента муниципального имущества.
Лицей обязан эффективно использовать имущество, закрепленное за ним на праве
оперативного управления, обеспечивать его сохранность и надлежащий учет, не допускать
19

ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с нормальным
износом и форс-мажорными обстоятельствами, осуществлять текущий и капитальный ремонт
имущества, нести риск случайной гибели, порчи имущества.
Лицей без согласия Департамента муниципального имущества не вправе распоряжаться
особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним Департаментом
муниципального имущества или приобретенным Лицеем за счет средств, выделенных ему
Департаментом на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.
Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без
которого осуществление Лицеем своей уставной деятельности будет существенно
затруднено.
Остальным имуществом, находящимся на праве оперативного управления, Лицей
вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
6.1.6. Лицей не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является
отчуждение или обременение имущества, закрепленного за Лицеем Департаментом
муниципального имущества, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных
Лицею Департаментом, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается
федеральными законами.
6.1.7. Лицей вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Муниципальное имущество, закрепленное за Лицеем, может сдаваться в аренду с
согласия Департамента муниципального имущества по согласованию с Советом Лицея и при
получении положительного экспертного заключения Территориального управления.
6.1.8. Лицей вправе осуществлять иные сделки с имуществом в случаях и в порядке,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Лицей вправе с согласия Департамента и Департамента муниципального имущества
передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника (если
иное не установлено условиями их предоставления) имущество, за исключением особо
ценного движимого имущества, закрепленного за ним или приобретенного Лицеем за счет
средств, выделенных на его приобретение, а также недвижимого имущества.
Крупная сделка может быть совершена Лицеем только с предварительного согласия
Департамента.
Крупная
сделка,
совершенная
с нарушением
требований
действующего
законодательства может быть признана недействительной по иску Лицея или Департамента,
если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии
предварительного согласия Департамента.
6.1.9. Продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном
управлении, а также имущество, приобретенное Лицеем по договору или иным основаниям,
поступают в оперативное управление Лицея в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
6.1.10. Лицей несет ответственность за сохранность и эффективное использование
закрепленного за ним муниципального имущества. Контроль за использованием по
назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного за Лицеем на праве
оперативного управления осуществляет Департамент муниципального имущества.
6.2. Финансирование деятельности Лицея.
6.2.1. Финансовое обеспечение образовательной деятельности Лицея осуществляется на
основе установленных нормативов обеспечения образовательной деятельности.
6.2.2. Финансовое обеспечение выполнения Лицеем муниципального задания
осуществляется в виде субсидий из бюджета Волгограда.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом
расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества,
закрепленных за Лицеем Департаментом муниципального имущества или приобретенных
Лицеем за счет средств, выделенных ему Департаментом на приобретение такого имущества,
20

расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается
соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае сдачи в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого
имущества, закрепленного за Лицеем Департаментом муниципального имущества или
приобретенного Лицеем за счет средств, выделенных ему Департаментом на приобретение
такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества Территориальным
управлением не осуществляется.
Порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения
выполнения этого задания определяются администрацией Волгограда.
6.2.3. Лицей вправе привлекать в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления
платных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет
добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том
числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
6.2.4. Лицей осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые
счета, открываемые в установленном порядке.
Лицей не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях,
а также совершать сделки с ценными бумагами.
6.2.5. Основным видом деятельности Лицея, осуществляемым за счет средств бюджета
Волгограда, является реализация образовательных программ в соответствии с
муниципальным заданием и лицензией на осуществление образовательной деятельности
Лицея.
6.2.6. Все средства, поступающие в Лицей, направляются на цели его деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.
6.2.7. Лицей определяет направления использования средств, полученных им за счет
бюджета и иных источников, установленных настоящим Уставом, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Средства, полученные Лицеем, от безвозмездных поступлений, а также средства от
приносящей доход деятельности используются на обеспечение уставной деятельности Лицея.
6.2.8. Ежегодно Лицей обязан опубликовывать отчеты о своей деятельности и об
использовании закрепленного за ним имущества. Порядок опубликования отчетов, а также
перечень сведений, которые должны содержаться в них, устанавливается Правительством
Российской Федерации.
6.3. Учет, отчетность и контроль в Лицее.
6.3.1. Лицей ведет бухгалтерский учет в соответствии с требованиями действующего
законодательства и представляет бухгалтерскую, финансовую и статистическую отчетность,
ведет налоговый учет и представляет в налоговые органы по месту регистрации все
необходимые отчеты и документы, а также представляет отчетность во внебюджетные
фонды.
6.3.2. Должностные лица Лицея несут установленную законодательством Российской
Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение
государственной отчетности.
6.3.3. Лицей осуществляет внутренний контроль за использованием средств бюджета и
внебюджетных источников финансирования в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
6.3.4. Внешний контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в
области бюджетной и финансовой дисциплины в Лицее осуществляют уполномоченные
органы местного самоуправления.
7. Регламентация деятельности
7.1. Деятельность Лицея наряду с законодательством
регламентируется локальными нормативными актами Лицея.

Российской

Федерации
21

7.2. Лицей принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие
образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Уставом.
7.3. Лицей принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации
и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила
приема учащихся, режим занятий учащихся, формы, периодичность и порядок текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, порядок и основания
перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок оформления возникновения,
приостановления и прекращения отношений между Лицеем и учащимися и (или) родителями
(законными представителями) несовершеннолетних учащихся.
7.4. Локальные нормативные акты принимаются в следующем порядке:
определяются вопросы, по которым требуются разработка и утверждение локального
нормативного акта;
определяются этапы и сроки разработки локального нормативного акта;
создается рабочая группа по разработке локального нормативного акта;
разрабатывается проект локального нормативного акта.
После разработки и проверки проекта на предмет его соответствия положениям
законодательства, иным обязательным нормативам, а равно объему задач, прав и
обязанностей исходя из структуры, проект локального нормативного акта представляется на
обсуждение в соответствующий коллегиальный орган управления Лицея (при
необходимости) и на утверждение директору Лицея.
Локальный нормативный акт может приниматься путем утверждения и/или издания
приказа об утверждении локального нормативного акта.
Локальные нормативные акты Лицея могут приниматься коллегиальными органами
управления Лицея, в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Уставом.
Локальные нормативные акты, принятые коллегиальными органами управления Лицея,
вводятся в действие приказом директора Лицея.
7.5. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права учащихся и
работников Лицея, учитывается мнение Совета учащихся, Совета родителей,
представительных органов учащихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены
трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких
представительных органов).
7.6. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение учащихся или
работников Лицея по сравнению с установленным законодательством об образовании,
трудовым законодательством, положением, либо принятые с нарушением установленного
порядка, не применяются и подлежат отмене.
8. Реорганизация и ликвидация Лицея, изменение его типа
8.1. Лицей реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским
законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об
образовании.
8.2. Порядок реорганизации Лицея устанавливается администрацией Волгограда.
Реорганизация Лицея может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения,
разделения, выделения или преобразования.
Реорганизация Лицея осуществляется с обязательным обеспечением прав учащихся на
продолжение образования, обеспечением прав работников Лицея в соответствии с
требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Решение о реорганизации Лицея принимается администрацией Волгограда в форме
постановления.
Изменение типа Лицея не является его реорганизацией.

22

Решение об изменении типа Лицея в целях создания муниципального казенного или
автономного образовательного учреждения принимается администрацией Волгограда в
форме постановления.
8.3. Ликвидация Лицея может осуществляться:
в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном
администрацией Волгограда;
по решению суда в случае осуществления Лицеем деятельности без надлежащей
лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей
его уставным целям.
Решение о ликвидации Лицея принимается администрацией Волгограда в форме
постановления.
Имущество (земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование и иное
имущество) Лицея, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также
имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено
взыскание по обязательствам Лицея, передается в муниципальную имущественную казну
Волгограда на основании распоряжения Департамента муниципального имущества, если иное
не
предусмотрено
действующим
законодательством
Российской
Федерации,
муниципальными правовыми актами Волгограда.
8.4. Принятие администрацией Волгограда решения о реорганизации или ликвидации
Лицея допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке
последствий такого решения.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или
ликвидации Лицея, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке
последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным
органом государственной власти Волгоградской области.
8.5. Лицей считается прекратившим свое существование после внесения записи об этом
в Единый государственный реестр юридических лиц.
8.6. При ликвидации или реорганизации Лицея, осуществляемых, как правило, по
окончании учебного года, Территориальное управление берет на себя ответственность за
перевод учащихся в другие муниципальные образовательные учреждения по согласованию с
их родителями (законными представителями).
9. Порядок внесения изменений в Устав Лицея
9.1. Изменения в настоящий Устав разрабатываются Лицеем.
9.2. Разработанный Лицеем проект изменений в Устав представляется на рассмотрение в
Департамент.
Для рассмотрения проекта изменений к Уставу представляются:
проект изменений в Устав,
выписка из протокола общего собрания работников Лицея,
копия постановления администрации Волгограда о реорганизации Лицея (в случае если
внесение изменений в Устав связано с реорганизацией Лицея).
9.3. Департамент в течение тридцати календарных дней со дня поступления проекта
изменений в Устав Лицея рассматривает проект, после чего направляет его на согласование в
Департамент муниципального имущества или возвращает Лицею для доработки.
9.4. Для согласования проекта изменений в Устав Лицея в Департамент муниципального
имущества представляются:
проект изменений в Устав в шести экземплярах,
выписка из протокола общего собрания работников Лицея,
копия постановления администрации Волгограда о реорганизации Лицея (в случае если
внесение изменений в Устав связано с реорганизацией Лицея).

23

Департамент муниципального имущества в течение тридцати календарных дней со дня
поступления проекта изменений в Устав Лицея согласовывает проект изменений в Устав или
отказывает в согласовании с указанием мотивированных причин отказа.
Согласованный Департаментом муниципального имущества проект изменений в Устав
Лицея направляется для утверждения в Департамент.
9.5. Департамент в течение десяти календарных дней со дня поступления
согласованного проекта изменений в Устав Лицея издает приказ об утверждении изменений
в Устав.
9.6. Утвержденные экземпляры изменений в Устав выдаются директору Лицея вместе с
заверенными копиями приказа об утверждении изменений в Устав для дальнейшей
государственной регистрации изменений в учредительные документы Лицея.
9.7. После государственной регистрации изменений в учредительные документы Лицея
последний представляет в Департамент, Департамент муниципального имущества по одному
экземпляру изменений в Устав, а также копии следующих документов:
свидетельства о государственной регистрации юридического лица,
свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».