Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда» (МОУ Лицей № 9) СОГЛАСОВАНО педагогическим советом МОУ Лицей № 9 (протокол от 01.04. 2024 г. № 13) УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Лицей № 9 И. В.Жигульская 01 апреля 2024 г. Отчет о результатах самообследования за 2023 год Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда» Руководитель Жигульская Ирина Викторовна Адрес организации 400137, Россия, г. Волгоград, ул. 8-й Воздушной Армии, 26а Телефон, факс (8442) 53-63-98, (8442) 53-62-70 Адрес электронной почты lyceum9@volgadmin.ru Учредители Администрация Волгограда Департамент муниципального имущества администрации Волгограда Департамент по образованию администрации Волгограда Дзержинское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда Дата создания 1989 год - общеобразовательная школа №136 с углубленным изучением предметов художественноэстетического цикла 1999 год - муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №9 Подписано: Жигульская Ирина Викторовна DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru Дата: 2024.04.16 17:06:06 +03'00' 2003 год - муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н.Неверова Дзержинского района г. Волгограда 2015 год - муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда» Лицензия от 24.03.2015 № 131, серия 34Л01 номер 0001131 Свидетельство о государственной аккредитации от 06.03.2015 № 108, серия 34А01 № 0000103; срок действия: до 28 марта 2024 года МОУ Лицей № 9 (далее – Лицей) расположен в Дзержинском районе Волгограда. Большинство семей обучающихся проживают в многоквартирных домах типовой застройки: 87% – на микроучастке лицея, 23%– на других территориях. Основным видом деятельности Лицея является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Также Лицей реализует образовательные программы дополнительного образования детей и взрослых, оказывает платные образовательные услуги. Аналитическая часть 1. Оценка образовательной деятельности Образовательная деятельность в Лицее организуется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования, основными образовательными программами, локальными нормативными актами Лицея. Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО), 5–9-х классов — на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов — на 2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (реализация ФГОС СОО). С 01.09.2023 Лицей использует федеральную образовательную программу начального общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 (далее — ФОП НОО), федеральную образовательную программу основного общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 (далее — ФОП ООО), федеральную образовательную программу среднего общего образования, утвержденную приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 (далее — ФОП СОО). Для внедрения ФОП НОО, ООО и СОО Лицей реализует мероприятия дорожной карты, утвержденной 17.01.2023. В рамках дорожной карты Лицей утвердил к 2023/2024 учебному году ООП НОО, ООО и СОО, в которых содержание и планируемые результаты не ниже тех, что указаны в ФОП НОО, ООО и СОО. При разработке ООП Лицей непосредственно использовал: федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир» — для ООП НОО; федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» — для ООП ООО и ООП СОО; программы формирования универсальных учебных действий у учащихся; федеральные рабочие программы воспитания; федеральные учебные планы; федеральные календарные планы воспитательной работы. Анализ текущих достижений показал результаты, сопоставимые с результатами прошлого и позапрошлого годов. Учителя отмечают, что им стало проще оформлять методическую документацию с использованием различных частей ФОП и дополнительных методических документов от Минпросвещения. С 01.01.2021 года Лицей функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а с 01.03.2021 — дополнительно с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». В связи с новыми санитарными требованиями Лицей усилил контроль над уроками физкультуры. Учителя физкультуры организуют процесс физического воспитания и мероприятия по физкультуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья. Кроме того, учителя и заместитель директора по АХЧ проверяют, чтобы состояние спортзала и снарядов соответствовало санитарным требованиям, было исправным — по графику, утвержденному на учебный год. Лицей ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации технологий сбережения здоровья. Все учителя совместно с обучающимися проводят физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль над осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения. С 01.09.2022 введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее — советник по воспитанию). Ее занимает педагог, имеющий опыт работы с детскими объединениями и общий стаж педагогической работы 8 лет. Введение должности советника по воспитанию позволило систематизировать работу классных руководителей и снять излишнюю нагрузку с заместителя директора по учебно-воспитательной работе. С 01.09.2023 Лицей применяет новый профстандарт специалиста в области воспитания, утвержденный приказом Минтруда от 30.01.2023 № 53н. В соответствии с ним советнику директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, поручены две трудовые функции: организовывать воспитательную деятельность в Лицее— готовить предложения по разработке и корректировке ООП, проводить мероприятия по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов учащихся, содействовать в функционировании системы ученического самоуправления, консультировать участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий и т. д.; организовывать взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями — общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристскокраеведческую и благотворительную направленность, другими образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся и т. д. С января 2023 года Лицей применяет федеральную государственную информационную систему «Моя школа» для организации учебного процесса при реализации ООП НОО, ООО и СОО. В рамках ФГИС «Моя школа» педагогические работники: пользуются библиотекой ЦОК, в том числе презентациями, текстовыми документами, таблицами для образовательной деятельности и совместной работы пользователей системы; разрабатывают КИМ, ключи правильных ответов, критерии проверки диагностических работ, проводят такие работы и экспертизу развёрнутых ответов; транслируют в классах цифровые образовательные решения с использованием средств отображения информации и мониторят их применение. Учителя отмечают, что благодаря сервисам ФГИС «Моя школа» стало проще планировать уроки и контролировать усвоение учащимися учебного материала. Мониторинг успеваемости показал. Что с начала использования контента и сервисов ФГИС «Моя школа» повысилась успеваемость в отдельных классах от 1,2% до 3%. С 01.09.2023 года Лицей успешно внедряет профстандарт педагога - дефектолога (приказ Минтруда от 13.03 2023 года №136н) В лицее введена должность учителя – дефектолога с профилями: нарушение слуха и задержка психического развития. Педагог – дефектолог совмещает должность педагога – сурдопереводчика. Это позволило оказывать более широкую и качественную поддержку учащимся с ОВЗ данных нозологий. Анкетирование родителей (законных представителей) показало, что степень удовлетворённости психолого-педагогическим сопровождением лицеистов повысилась. В сентябре 2023 года лицей принял на работу студентов 4 курса ВГСПУ (русский язык и литература), студентов ВСПК , 4 курс, на должность воспитателя группы продлённого дня, что позволило частично решить проблему с нехваткой педагогических кадров. (Основание приказ Минпросвещения от 16.10.2023 года №771; ФЗ от 24.07.2023 №385-ФЗ). В 2023,2024 учебном году Лицей продолжил обучать детей по учебникам, входящим в ФПУ, который утверждён приказом Минпросвещения от 21.09.2022 года №858. Однако в ФПУ нет учебников по некоторым предметам. В сложившейся ситуации Лицей использует пособия, которые выпускают организации из перечня, утверждённого приказом Минобрнауки от 09.06.2016 №699. В 2023/2024 учебном году Лицей скорректировал профориентационную работу с учениками и внедрил Единую модель профессиональной ориентации – профессиональный минимум. Для этого утвердили план профориентационных мероприятий и внесли изменения в рабочую программу воспитания, календарный план воспитательной работы, план внеурочной деятельности. Профориентационная работа в лицее строится по следующей схеме: -1-4 классы – знакомство лицеистов с миром профессий и формирование у них понимание правильного выбора профессии; -5-9 классы – формирование осознанного выбора и построение дальнейшей и индивидуальной траектории образования на базе профессиональных предпочтений; 10-11 классы – развитие готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению. В 2023/2024 учебном году Лицей усилил контроль над назначением и выполнением домашней работы учениками с целью профилактики их повышенной утомляемости. С октября 2023 года Лицей применяет Методические рекомендации по организации домашней учебной работы обучающихся общеобразовательных организаций, разработанные ИСРО по поручению Минпросвещения. Домашние задания в Лицее направлены на всестороннее развитие лицеистов. Учитывают их интересы, предусматривают выполнение письменных и устных, практических. Творческих, проектных, исследовательских работ, в том числе в ЦОС. В 1 классах домашние задания не задаются. В начальной школе, 5-6 классах основной школы домашние задания на выходные дни не задаются. В 7-11 классах домашние задания, направленные на повторение и систематизацию полученных знаний, в объёме, не превышающем половину норм из таблицы 6.6 СанПин 1.2.36856-21. На праздничные дни домашние задания не задаются. В 2023 году лицей продолжил целенаправленную работу по овладению учащимися универсальных учебных действий, как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности последующим направлениям: спортивно-оздоровительная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, художественно-эстетическая творческая деятельность, информационная культура, интеллектуальные марафоны, «Учение с увлечением». В августе 2023 года лицей провел детальный анализ документооборота и определил, как перераспределить документацию, чтобы выполнить ограничения законодательства в сфере документарной нагрузки педагогов. На базе МОУ Лицей № 9 в 2023 году продолжил свою работу районный центр «Здоровье» для занятий физической культурой школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Для этого: - заключены договоры о сетевом взаимодействии с МОУ СШ № 33, 102, Гимназией № 11; - составлены и согласованы сетевой Учебный план, сетевое расписание занятий СМГ; - обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, распределены по возрастам: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы; - разработаны разновозрастные рабочие программы для занятий СМГ; - проведены консультации для родителей об особенностях занятий детей, оценивания их деятельности в СМГ; - систематически осуществлялся контроль: посещаемости занятий учащимися, отнесенными к СМГ, в соответствии с утвержденным сетевым расписанием, а также контроль профессиональной деятельности педагогов, реализующих программы СМГ по физической культуре. В 2023 году в районном Центре «Здоровье» занималось 73 учащихся (МОУ СШ № 33, МОУ Гимназия № 11, МОУ СШ № 102, Лицей № 9). В центре «Здоровье» сформирована образовательная среда, способствующая сохранению, коррекции, а также развитию физического здоровья школьников. По итогам 2023 года все учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и осваивающие физическую культуру в сетевой форме в районном Центре «Здоровье» на базе МОУ Лицей № 9, освоили образовательную программу учебного предмета «Физическая культура» в полном объеме. Показатель обученности и качества освоения программного материала за 2023 год составил 100%. ученика были переведены из СМГ в подготовительную группу для занятий физической культурой. С целью формирования устойчивой системы ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции работников, заинтересованности в поддержке здорового образа жизни, позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию в Лицее реализуется долгосрочная программа развития физической культуры и спорта в трудовом коллективе. Для достижения поставленной цели осуществляется информирование работников о возможных профессиональных заболеваниях и мерах их предотвращения; стимулируются работники к занятиям спортивной направленности; проводятся профилактические и пропагандистские мероприятия, способствующие отказу от вредных привычек среди работников; внедряется комплекс мероприятий, направленных на поддержку инициатив по формированию и пропаганде здорового образа жизни среди сотрудников. В 2023 году в МОУ Лицее № 9 работал Центр по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма. Через систематическую организационную, методическую и массовую работу достигаются поставленные цели. В лицее работает кабинет по ПДД, который имеет учебно-методическое оснащение, отвечающее всем требованиям Положения Госавтоинспекции по ПДДТТ В 1-11 классах было организовано изучение ПДД по утвержденной программе в рамках классных часов, что фиксировалось в журналах занятий по ПДД (1-4 классы, 5-11 классы). В каждом кабинете 1-11 классов оформлены уголки безопасности дорожного движения, информация которых постоянно обновляется, в течение года велись журналы инструктажей по ТБ. Также лицеистами под руководством классных руководителей традиционно были разработаны и соблюдались маршруты безопасного движения «Дом-лицей-дом». В марте 2023 года во исполнение приказа ДТУ ДОАВ проведены родительские собрания, классные часы и минутки безопасности по ПДД, вопрос о необходимости профилактической работы по ДДТТ рассмотрен на педсовете. Работают отряды ЮИД «Зебра.ру» 6-8 класс, «Виражи» 2-4 класс Педагоги лицея повышают свою квалификацию по организации работы по ПДДТ, принимают активное участие в районных семинарах по ПДДТТ: - Единый День безопасности дорожного движения (октябрь, апрель 2023) -Всероссийская акции «Внимание – дети!» с 27 ноября по 4 декабря 2023 год -Районный конкурс «Светоидея» (февраль); конкурс-соревнование юных инспекторов движения «Безопасное колесо - 2023(апрель) и др. Организована работа «Родительского дорожного патруля», утвержден состав, план работы и график дежурства. В 2023 году в лицее активно велась массовая работа, в т.ч. в дистанционном формате, мотивирующая учащихся, педагогов и родителей к изучению и соблюдению правил дорожного движения. За год Центр по профилактике ПДДТ сотрудники пополнили методическим материалом, обновили уголки безопасности дорожного движения в классах, обновили разметку транспортной площадки, организовали изучение ПДД согласно программе, проводили со всеми учащимися инструктажи по ПДДТТ с регистрацией в журнале установленного образца, реализовали план работы с родителями (законными представителями). Все мероприятия проведены в полном объеме с привлечением родителей, сотрудников ГАИ ГИБД 01.05.2022 Лицей организовал изучение государственных символов России. В рабочие программы воспитания НОО, ООО и СОО включили ключевое общешкольное дело – церемонию поднятия Государственного флага России и исполнения Государственного гимна России в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России, изложенными в письме от 15.04.2022 № СК-295/06 и Стандартом от 06.06.2022. В 2023 году Лицей продолжает работать в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России. Воспитательная работа. В 2023 учебном году воспитательная работа была направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности образовательного процесса в целом. Основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, Отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) общей целью воспитания МОУ Лицей № 9 является – личностное развитие обучающихся, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решались следующие задачи: -усвоение норм знаний, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); -формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); -приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; -достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Воспитательная деятельность в лицее планировалась и осуществлялась на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, в соответствии с возрастными особенностями. Исходя из целей и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности лицея: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия, экологическое воспитание, трудовое воспитание, ценности научного познания, индивидуальные образовательно-воспитательные траектории, лицейское самоуправление, дополнительное образование, поддержка семейного воспитания, дети, педагоги и родители – единомышленники в сотрудничестве, (работа с классными руководителями, родительской общественностью). В МОУ Лицей № 9 создана нормативно-правовая база, регламентирующая воспитательную деятельность. Воспитательные планы и программы, реализуемые в лицее, обеспечивают содержательную внеурочную занятость лицеистов, направленную на личностное развитие, охрану и укрепление здоровья, гражданско-правовое, патриотическое и духовно-нравственное воспитание, профессиональное самоопределение, а также профилактику правонарушений. Работа классного руководителя. В Лицее в 2023 учебном году функционировали 96 классных коллективов, что на 6 больше предыдущего учебного года. Из них 42 класса – на уровне начального образования, 43 класса - на уровне основного общего образования и 11 классов на уровне среднего общего образования. 50 40 30 начальные классы среднее звено 20 старшие классы 10 0 2020-2021 2021-2022 2022-2023 Приказом по Лицею назначены 78 классных руководителей. 18 классных руководителей имеют два классных руководства. Основными направлениями работы классных руководителей с лицеистами являются: работа с коллективом класса, индивидуальное сопровождение учащихся, профилактическая работа, система внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности, работа с родителями, работа со слабоуспевающими детьми и детьми, требующими повышенного социальнопедагогического внимания. Каждое направление наполнено конкретным содержанием, то есть делами, как новыми, так и традиционными. Сохраняются традиции участия в мероприятиях района и города: военно-спортивные мероприятия кадетского направления, конкурс чтецов «Живая классика», акции «Георгиевская ленточка», «Цветы на граните», конкурс «Волгоградская земля - Волгоградское качество», «Основы православной культуры», «Наше наследие», «конкурс «Безопасное колесо», а также традиционными лицейскими событиями и мероприятиями: «Лицейский марафон», «День Семьи», «Рождественские встречи», неделя профориентации, День Самоуправления и другими. С целью совершенствования и повышения эффективности воспитательной работы в Лицее функционирует методическое объединение классных руководителей в соответствии с утвержденным планом работы. В течение года методическое объединение решало следующие задачи: оказание помощи классному руководителю в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы, формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в классе, развитие профессиональных качеств классного руководителя, организация работы по составлению запрашиваемой различными структурами отчетности, организация работы с учащимися и родительской общественностью в период дистанционного обучения. Обсуждение различных вопросов и проблем выносилось на заседания и совещания методического объединения классных руководителей, заседания педагогического совета лицея. Каждый классный руководитель реализовал воспитательную работу в соответствии с единообразной моделью воспитательного плана работы. Для реализации тесного сотрудничества классных руководителей, работа велась в параллели. Осуществлялось в системе методическое сопровождение молодых педагогов наставниками назначенными приказом по лицею. С целью презентации накопленного опыта классные руководители принимали участие в конкурсах профессионального мастерства: Всероссийский конкурс «Флагманы дополнительного образования», входящего в президентскую платформу «Россия – страна возможностей», победители в направлении «Сохранение культурно-исторического наследия народов России» (1 место): III Всероссийский форум лидеров «Школа безопасности», квест «По старым улочкам Екатеринбурга» (1 место); Волгоградский молодежный фестиваль #Три Четыре, соревновательная площадка «Формула кино», командная победа- (1 место); городской конкурс профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2022», номинация «Молодые классные руководители» (лауреат); районный этап городского конкурса профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2022», номинация «Молодые классные руководители» (1 место); районный этап городского конкурса профессионального мастерства «Самый Классный классный» (2 место). Классные руководители лицея владеют формами и способами организации воспитательного процесса, имеют достаточно высокую теоретическую и методическую подготовку в целеполагании, планировании, организации и анализе воспитательной работы, достаточно уверенно ориентируются в современных педагогических концепциях воспитания и используют их как основу для педагогической деятельности. Серьезное место отводилось консультативной работе заместителя директора образовательной организации, отвечающего за воспитательную работу в лицее, с классными руководителями и различными лицейскими службами (в том числе и по координации совместных действий), новыми классными руководителями. Все это планировалось на основе анализа работы классных руководителей, их затруднений в работе. Контроль воспитательной деятельности классных руководителей осуществлялся через посещение мероприятий, классных часов, родительских собраний; через другие формы (персональный, классно-обобщающий и т. п.); через проверку и анализ документации. Работа волонтёрских отрядов. Деятельность волонтерского отряда «Дари тепло» в 2022/2023 году была насыщена разными событиями и мероприятиями. Волонтеры приняли участие в лицейских, районных, городских, региональных и Всероссийских акциях, таких как: -«Повяжи Георгиевскую ленточку», -«Поздравь ветерана», -«Коробка Храбрости», -«Своих не бросаем», -«Тепло из детских рук», -«Помоги братьям нашим меньшим». Значимым проектом, в котором наши волонтеры приняли самое активное участие, стал проект «ПроРосток». Проект «Проросток» реализовывался через участие в следующих мероприятиях: -проведение эко-уроков «Посади своё дерево – сделай Волгоград лучше», как правильно выращивать растения, -запуск акции «Подари дыхание будущему» среди 1-11 классов, -сбор семян, желудей и саженцев деревьев, -проведение практических занятий по высадке растений (в зимний период ребята проращивали растения, ухаживали за ними, оформляли фитостены; в апреле 2023 года весь пророщенный материал дети, их родители и волонтеры высадили на территории Дзержинского района). Кроме этого, ребята Лицея активно сотрудничали с Госпитомником, 54 школой и учащимися из города Сочи, которые привезли нам Пальму Победы, за которой сегодня ухаживают наши лицеисты. В рамках проекта ребята—волонтеры стали: -призерами городского конкурса «Я садовником родился», 2 место; -победителями городского конкурса агитбригад «Ростки Добра», 1 место; -инициаторами районной акции «Дерево Дружбы» (каждая школа района дарила школам-соседям дерево и высаживала его на участке). В рамках Всероссийского проекта «Классные встречи» организована встреча обучающихся района и наших активистов с кураторами добровольческого движения области. Ребята-волонтеры стали участниками, победителями и призёрами следующих конкурсов: -участники финала Международной премии «Мы вместе» в Москве, -участники регионального проекта «ДоброПрактика», -победители районного фотокросса «Живи на яркой стороне» - 1 место, -участники районной акции «Неоплаченный товар – тоже кража» - благодарность за участие, -участники городского конкурса «Созвездие сердец горячих». Профилактическая, просветительская деятельность проходила в форме классных часов, бесед, выступлений на родительских собраниях, участие и проведение акций, распространения печатных изданий. 12 человек нашего лицея, по итогам года. награждены Благодарственными письмами от регионального ресурсного центра добровольчества за вклад в развитие добровольческого движения на территории Волгоградской области. По результатам работы за год произошло увеличение количества волонтеров, зарегистрированных на портале DOBRO.RU (106 человек). Вся информация о проделанной работе регулярно появлялась на сайте лицея и группе лицея «Вконтакте» «Живи Ярко». Ребята волонтёры-медики из отряда «Белые халаты» стали участниками: -Всероссийской акции поддержки пациентов медицинских организаций, приуроченная ко Всемирному Дню Больного (изготовление поделок и отправление в больницы); - акции «Стоп ВИЧ, СПИД», -Всероссийской акции «Будь здоров», 07.04.2023г., -акции, посвященной Всероссийскому дню работников скорой помощи, 28.04.2023г. Завершили свою работу волонтёры в 2022/2023 году в пришкольном лагере с дневным пребыванием «Цветочный город» в качестве педагогического отряда «Ритм». Работа детских объединений и РДДМ. В сентябре 2022/2023 учебного года в МОУ Лицей № 9 была введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в результате успешного участия во Всероссийском конкурсе «Навигаторы Детства. 2.0». В связи с этим помимо существующих детских объединений (Совет Старшеклассников, РИД, волонтерский отряд «Дари тепло», волонтеры-медики, медиа «Живи Ярко», лицейское телевидение «9 канал», «Кибердружина») наш Лицей вступил в ряды Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение детей и молодежи – Движение первых». 1 февраля 2023г. на базе МОУ Лицей № 9 было создано первичное отделение Российского движения детей и молодежи. Определена работа в патриотическом, гражданском, экологическом, и других направлениях. На собрании выбран председатель, секретарь и состав актива первичного отделения, определены основные направления деятельности первичного отделения: Образование и знания. «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!» Культура и искусство. «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!» Волонтёрство и добровольчество. «БЛАГО ТВОРИ!» Патриотизм и историческая память. «СЛУЖИ ОТЕЧЕСТВУ!» Спорт. «ДОСТИГАЙ И ПОБЕЖДАЙ!» Здоровый образ жизни. «БУДЬ ЗДОРОВ!» Экология и охрана природы. «БЕРЕГИ ПЛАНЕТУ!» Активисты движения приняли участие в торжественном мероприятии по открытию первичного отделения РДДМ 6 апреля 2023 года на базе МОУ Лицей № 9, активисты медиацентра Лицея «Живи Ярко» стали основой медиакоманды «Движения Первых». С момента открытия первичного отделения ребята стали участниками: -городского квеста от РДДМ на базе социально-педагогического университета – 12 мая, -провели площадку «Новые медиа» на День Защиты Детей на фестивале РДДМ – 1 июня, -регионального квиза «Движения первых» на фестивале #Три-Четыре – 24 июня. Наше знакомство с РДДМ начиналось с участия в акциях Дней единых действий. Эти акции помогают сформировать у детей понимание ключевых календарных дат и системы ценностей современной России, привычные календарные даты становятся интересными и осмысленными для лицеистов, а участие в акциях дает возможность детям проявить свои организаторские и творческие способности. Помимо Дней единых действий и ключевых мероприятий плана воспитательной работы лицея активисты принимали участие в благотворительных акциях: «Коробка Храбрости», «Своих не бросаем», «Тепло из Детских рук»; экологических акциях «Добрые крышечки», «Дерево Дружбы», «Подари дыхание будущему» в рамках проекта «Проросток». В 2023 году в Лицее продолжилась реализация Всероссийского проекта «Орлята России». Программа развития социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» проводится в целях реализации Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан российской федерации». Цель программы - удовлетворение потребностей младших школьников в социальной активности, поддержание и развитие интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с Российским движением школьников. Организаторами Конкурсного отбора являются Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Всероссийский детский центр «Орлёнок». Вступив в ряды Российского движения детей и молодежи, учащиеся начальных классов вместе с классными руководителями получили уникальную возможность, принять участие в этом новом, грандиозном проекте. 2. Оценка системы управления организацией Управление Лицеем осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Органы управления, действующие в Лицее Наименование органа Функции Директор руководит деятельностью Лицея на основе единоначалия; использует имущество и средства Лицея, заключает договоры, выдает доверенности; определяет структуру управления деятельностью Лицея, утверждает штатное расписание, правила внутреннего распорядка; осуществляет материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными требованиями и нормативами, а также определяет меры социальной поддержки учащихся и работников, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств; обеспечивает целенаправленное и рациональное расходование денежных средств; обеспечивает сохранность и использование имущества Лицея, в том числе недвижимого и особо ценного движимого имущества, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности Лицея; издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для всех работников и учащихся Лицея; обеспечивает соблюдение трудового законодательства, осуществляет подбор, прием на работу по трудовому договору, расстановку педагогических и других работников Лицея, повышение их квалификации и увольнение в соответствии с трудовым законодательством; имеет право перераспределять должностные обязанности между заместителями, работниками Лицея или при необходимости поручать им выполнение новых обязанностей; определяет обязанности всех работников Лицея; издает приказы о зачислении и отчислении учащихся, о применении к ним дисциплинарного взыскания в соответствии с действующим законодательством; обеспечивает представление в установленном порядке отчетов и другой необходимой информации о деятельности Лицея; осуществляет текущее руководство образовательной, хозяйственной и финансовой деятельностью Лицея, за исключением вопросов, отнесенных действующим законодательством или настоящим Уставом к компетенции органов, осуществляющих полномочия Учредителя или коллегиальных органов управления Лицея; СоветЛицея Компетенция Совета: определяет стратегию развития Лицея; утверждает основные направления развития Лицея; разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий; ведает вопросами этики и гласности; контролирует расходование средств, являющихся собственностью Лицея; рассматривает и утверждает локальные нормативные акты Лицея по вопросам, находящимся в компетенции Совета; заслушивает отчеты директора Лицея, его заместителей и других работников о работе Лицея по итогам учебного и финансового года, отчеты о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, вносит предложения по совершенствованию работы администрации и Лицея в целом; знакомится с итоговыми документами по проверке Лицея и содействует выполнению мероприятий по устранению недостатков в работе; создает временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям работы Лицея, устанавливает их полномочия; обсуждает и вносит свои предложения по вопросу внесения изменений в Устав Лицея; обсуждает и вносит свои предложения по вопросу укрепления и развития материально-технической базы Лицея в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса; содействует созданию здоровых и безопасных условий обучения в Лицее; обсуждает и вносит свои предложения по вопросу введения профилей и других направлений дифференциации обучения; обсуждает и вносит предложения по развитию платных образовательных услуг; рассматривает жалобы и заявления учащихся, родителей (законных представителей); принимает в соответствии с требованиями действующего законодательства решение об отчислении учащегося из Лицея; определяет пути взаимодействия Лицея с научно-исследовательскими, производственными, образовательными и иными организациями, ассоциациями, творческими союзами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития учащихся и профессионального роста педагогических работников; ходатайствует при наличии оснований перед директором Лицея о поощрении работников Лицея или о принятии к ним мер дисциплинарного взыскания; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Лицея; осуществляет общественный контроль за деятельностью Лицея; представляет совместно с директором Лицея интересы Лицея в государственных органах, органах местного самоуправления, общественных организациях; в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и администрацию Лицея от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность; участвует в подготовке и утверждает Публичный (ежегодный) доклад Лицея (публичный доклад подписывается совместно директором Лицея и председателем Совета Лицея). Педагогический совет Компетенция Педагогического Совета: рассматривает основные вопросы образовательного процесса в Лицее; разрабатывает меры по совершенствованию содержания образования, внедрению инновационных технологий; утверждает образовательную программу, разрабатываемую Лицеем самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и обеспечивающую достижение учащимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами; обсуждает и утверждает планы работы Лицея, образовательные программы и учебные планы; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); утверждает по согласованию с Территориальным управлением годовой календарный учебный график; принимает решение о переводе и выпуске учащихся, оставлении на повторное обучение учащегося, имеющего академическую задолженность по двум и более предметам; утверждает систему оценок при промежуточной аттестации учащихся, формы и порядок ее проведения; решает вопросы допуска учащихся к государственной итоговой аттестации. рассматривает результаты анализа деятельности педагогического коллектива Лицея за определенный период; определяет цели и задачи Лицея на учебный год; принимает и рекомендует к утверждению на Совете Лицея концепцию, программу развития Лицея; определяет содержание образования, формы, методы образовательного процесса и способы их реализации; принимает решения об обеспечении комплексной безопасности образовательного процесса по итогам контроля соблюдения СанПиН, требований пожарной безопасности, охраны труда; рассматривает вопросы нарушения учащимися или работниками Устава Лицея; педагогическими рекомендует кандидатуры педагогов к награждению государственными наградами, присвоению почетных званий и иных знаков отличия; принимает локальные акты Лицея по вопросам, входящим в его компетенцию. Общее собрание работников Компетенция Общего собрания: заслушивает отчет директора о работе Лицея; утверждает план развития Лицея; рассматривает и принимает Правила внутреннего трудового распорядка, другие локальные нормативные акты Лицея по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решение о заключении коллективного договора; рассматривает вопросы по созданию оптимальных условий для организации коллективного труда и профессионального роста каждого работника; рассматривает и согласовывает локальные нормативные акты по вопросам, касающимся оплаты труда и интересов работников Лицея, предусмотренных трудовым законодательством; рассматривает кандидатуры работников Лицея к награждению; определяет численность и сроки полномочий комиссии по трудовым спорам, избрание её членов. Для осуществления учебно-методической работы в Лицее функционируют следующие методические объединения и кафедры: кафедра учителей биологии и химии; кафедра учителей истории, обществознания и географии; кафедра учителей математики, информатики, физики; кафедра учителей русского языка и литературы; кафедра учителей французского языка; кафедра учителей английского языка; кафедра учителей музыки и изобразительного искусства; методическое объединение учителей технологии; методическое объединение учителей физической культуры и ОБЖ; кафедра учителей начальной школы; методическое объединение классных руководителей 1-4 классов; методическое объединение классных руководителей 5-7 классов; методическое объединение классных руководителей 8-11 классов. В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в Лицее действуют Совет старшеклассников и Совет Родителей. По итогам 2023 года система управления Лицеем оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. 3. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся Статистика показателей за 2019–2023 годы № п./п. Параметры статистики 2018/2019 учебный год 2019/2020 учебный год 2020/2021 учебный год 2021/2022 2022/2023 на конец учебный год учебный год 2023 года 1 Количество детей, обучавшихся на конец учебного года, в том числе: 1997 2118 2212 2362 2447 2534 — начальная школа 924 985 1055 1088 1126 1170 — основная школа 825 884 933 1028 1065 1122 — средняя школа 248 249 224 246 256 242 2 Количество учеников, оставленных на повторное обучение: — начальная школа — основная школа 2 — средняя школа 3 Не получили аттестата: — об основном общем образовании 2 — среднем общем образовании 4 Окончили школу с аттестатом с отличием: — основная школа 14 14 14 18 13 13 — средняя школа 10 20 20 27 23 23 Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество обучающихся. Обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в 2023 году в МОУ Лицей № 9 - 30 человек. Все они успешно освоили учебную программу соответствующую уровню обучения. Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по итогам 2023 учебного года Клас сы Кол-во учащих ся Усп ева ют на 5 Из них окон чили год с похва льны м листо м Успе вают на 4 и5 Успе вают на 3, 4, 5 Неуспев ающие К К К К К образова нности образова нности образова нности образова нности обученнос ти 1 триместр 2 триместр 3 триместр за год за 2022/2023 уч. год (%) (%) (%) (%) (%) 1 кла ссы 259 - - - - - - - - - - 2 кла ссы 309 67 47 200 42 - 84% 83% 83% 86% 100% 3 кла ссы 311 80 56 179 52 - 80% 80% 80% 83% 100% 4 кла ссы 247 47 32 155 45 - 80% 75% 80% 82% 100% Ито го 1-4 кла ссы 1126 194 135 534 139 - 82% 80% 81% 84% 100% 2023 учебный год окончили 1126 учащихся 1-4 классов и все переведены в следующий класс, как освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года в соответствии со ст. 58 Федерального закона от 29.12.2013г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и выполнившие Качественные показатели муниципального задания на уровне НОО на 100%. С похвальным листом окончили учебный год 135 учащихся начальной школы, что составило 16% от количества учащихся 2-4 классов (867 учащихся). Сравнительные показатели обученности и образованности в 1-4 классах Учебный год 2018-2019 2019-2020 2020-2021 2021-2022 2022-2023 Количество учеников 924 969 1055 1088 1126 % обученности 99,9% 100 % 100 % 100% 100% % образованности 84% 88% 86% 85% 84% По результатам освоения учащимися программ начального общего образования в 2023 году обученность составляет 100%, образованность 84%, что на 1% ниже, чем в 2022 году. Двум учащимся по итогам прохождения психолого-медико педагогической комиссии (19.04.2023г.) рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования. Большая часть учащихся имеет положительное отношение к предметам, не пропускает уроки без уважительной причины, комфортно чувствует себя в лицее. Выявляя пробелы в знаниях учащихся, учителя начальной школы организуют индивидуальную работу с учениками, испытывающими трудности в освоении образовательной программы. Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по показателю обученность и образованность в 2023 году Класс ы Колво учащ ихся Успев ают на 5 Из них окончи ли год с похвал ьным листом Успев ают на 4 и 5 Успев ают на 3, 4, 5 Неуспева ющие К К К К К образова нности образова нности образова нности образова нности обучен ности 1 триместр 2 триместр 3 триместр за год (%) (%) (%) за 2022/20 23 уч. год (%) (%) 5 клас 224 сы 21 12 142 62 0 6 клас 261 сы 25 18 154 81 0 69% 60% 66% 62% 58% 71% 100% 68% 100% 55% 7 клас 214 сы 13 4 111 90 0 8 клас 184 сы 14 7 81 89 0 9 клас 181 сы 11 - 72 97 0 42% 41% Ито го: 84 41 561 419 0 54% 53% 1065 50% 39% 51% 47% 46% 57% 100% 51% 100% 42% 47% 100% 49% 61% 100% 41% Если сравнить результаты освоения обучающимися программ основного общего образования по показателю обученность и образованность в 2023 году с результатами освоения учащимися программ основного общего образования по показателю обученность и образованность в 2022 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», понизился на 5% процентов (в 2022 был 66%).По окончанию 2022/2023 учебного года в параллели 5-9 классов 1065 учащихся из 1065 не имеют академической задолженности и в полном объеме выполнили учебный план (имеют годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана не ниже удовлетворительных). Качественные показатели муниципального задания МОУ Лицей № 9 выполнены на 100% за уровень ООО. На основании письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О переносе Результаты ВПР -2023 выглядят следующим образом: Уровень подготовки учащихся 4-х классов Лицея по показателю образованности в сравнении с другими ОО РФ, г. Волгограда выше по русскому языку, математике, окружающему миру. Уровень подготовки учащихся 5-х классов Лицея по показателю образованности в сравнении с другими ОО РФ, г. Волгограда выше по русскому языку, математике, истории. Уровень подготовки учащихся 6-х классов Лицея по показателю образованности в сравнении с другими ОО РФ, г. Волгограда выше по русскому языку, истории, география. Уровень подготовки учащихся 7-х классов Лицея по показателю образованности в сравнении с другими ОО РФ, г. Волгограда выше по русскому языку, математике, обществознанию, географии, физика. Уровень подготовки учащихся 8-х классов Лицея по показателю образованности в сравнении с другими ОО РФ, г. Волгограда выше по химии, истории, географии, обществознанию, математике (углубленная), физике (углубленная) Результаты освоения программ среднего общего образования обучающимися 10, 11 классов по показателю обученность и образованность в 2023 году Клас сы Ко лвоу чся Успев ают на 5 Из них окончи ли год с похваль ным листом Успев ают на 4 и 5 Успев ают на 3, 4, 5 Неуспева ющие К образован ности (%) К образован ности (%) К образован ности (%) 1–2 семестры 3–4 семестры 5–6 семестры К образован ности за год(%) К обученн ости За год (%) 10 клас сы 13 0 12 6 57 60 1 50% 50% 45% 57% 99% 11 клас сы 12 5 26 - 69 30 - 66% 62% 63% 75% 100% Ито го 25 5 38 6 126 587 1 59% 54% 52% 62% 100% Результаты освоения учащимися программ среднего общего образования по показателю обученность и образованность в 2023 учебном году снизился на 15% процентов (в 2022 количество обучающихся, которые закончили полугодие на «4» и «5», было 76%). Из 255 учащихся 10, 11 классов 254 учащихся не имеют академической задолженности и в полном объеме освоили соответствующую образовательную программу учебного года. Качественные показатели муниципального задания на уровне СОО (10 – 11 классы) выполнены на 100%. В 2023 году государственная итоговая аттестация выпускников 11-х классов была организована по 12 общеобразовательным предметам в форме ЕГЭ, для выпускников, планирующих поступление в ВУЗы, и в форме ГВЭ. Обучающиеся 9-х классов сдавали 2 обязательных экзамена: русский язык, математика и 2 предмета по выбору. Участники ГИА с ОВЗ и инвалидностью могли сдать экзамен только по обязательным предметам по своему желанию. Результаты сдачи ЕГЭ в 2023 году Предмет Сдавали всего человек 100 баллов 90–98 баллов Средний балл Русский язык 126 - 15 73 Математика (профиль) 69 1 1 63 Физика 22 - - 58 Информатика и ИКТ 32 - 1 63 Биология 20 - - 53 Литература 12 1 1 64 Англ.яз 22 - 0 49 Фр.яз 2 - - 62 География 0 - Химия 16 - 4 73 История 16 - - 56 Обществознание 50 - 3 63 Результаты сдачи ОГЭ в 2023 году Предмет Сдавали Средний балл в 2021 всего году человек Средний балл в 2022 году Средний балл в 2023 году Русский язык 179 84,7%(4,16) 87,42(4,46) 86,3% (4,44) Математика 179 89,3% (4,09) 81,76(4,04) 79,57% (4,02) Физика 22 - 48,65%(3,62) 72% (3,77) Информатика и ИКТ 63 - 84,6%(4,15) 86% (4,6) Биология 44 - 95,56%(4,33) 73% (4,0) Литература 17 - 84,62%(4,69) 76,5% (4,0) Иностранный язык (анг./фр.) 17 - 73,68%(3,84) 94% (4,6) 100%(4,5) География 45 - 86,6%(4,4) 71% (3,84) Химия 30 - 97,3%(4,68) 93% (4,67) История 14 - 47,61%(3,48) 100% (4,4) - 63,77%(3,8) 74% (3,9) Обществознание 104 Также анализ результатов ГИА-23 показывает, что число учеников 9-х и 11-х классов, которые получили аттестат с отличием, уменьшилось в 0,8 раза, в сравнении с итогами прошлого года. 4. Оценка организации учебного процесса Организация учебного процесса в Лицее регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами лицея. Образовательная деятельность в Лицее осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1х–11-х классов. Занятия в лицее проводятся в две смены. В первую смену обучаются 1-е классы, 3в, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3и, 3к, 3м классы, 4б, 4в, 4г, 4д, 4ж, 4з, 4и, 4к, 4л классы, 5-е классы, 9-11-е классы, кадетские и мариинские 8к класс; во вторую смену обучаются 2-е классы, 3а, 3б, 3л, 3з, 4а, 4 классы,6е, 7-е, 8-е классы. В соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации начала работы образовательных организаций города Волгограда в 2023 году в условиях пандемии Лицей продолжил профилактическую работу по недопущению случаев заболевания учащихся и педагогов. Поступление выпускников 9 и 11 классов В 2022/2023 учебном году из 182 выпускников основного общего образования(1 из них экстерн): 108 человек, что составляет 59,3%, продолжают обучение в 10 классе МОУ Лицея № 9, 6 человек – это 3,3%, продолжа.n обучение в 10 классе других общеобразовательных учреждений; 68 человек – 37,4% - поступили в учреждения среднего профессионального образования. Из этого следует, что занятость выпускников основной общей школы составляет 100%. Данные таблицы показывают, что количество выпускников, которые остаются для дальнейшего обучения в МОУ Лицей № 9 уменьшилось в основном за счёт выпускников, которые предпочли поступление в средние профессиональные учебные заведения. Процент учащихся, поступивших в средние профессиональные учебные заведения стабилен и ежегодно составляет от 20% до 30%, однако, по сравнению с предыдущим годом в 2023 году он увеличился на 17,5 % в связи с активной профориентационной работой для обучающихся 8-9-х классов. Из 126 выпускников среднего общего образования (1 из них экстерн): 79 человек, что составляет 62,7%,поступили в ВУЗы города; 37 человек – 29,4% - поступили в ВУЗы страны; 7 человек – 5,5% - поступили в учреждения среднего профессионального образования, 1 человек– поступил в высшее учебное заведение Кореи - 0,8%, 2 человека – 1,6% не поступили (один из них - служба в ВС РФ). Занятость выпускников основной общей школы составляет 100%. Количество выпускников, которые поступили в ВУЗы города Волгограда незначительно уменьшилось, а страны - увеличилось (кроме того есть учащийся, поступивший в ВУЗ другой страны), но и в средние учебные заведения количество одиннадцатиклассников увеличилось на 1,2%. А так же, что увеличилось количество непоступивших выпускников в высшие специальные учреждения (2021/2022 учебный год - 1 человек, 2022/2023 учебный год - 2 человека). Выпускники 2023 года подтверждают выбранный профиль обучения поступлением в профильные вузы: из 126 выпускников среднего общего образования подтвердили профильность 108 человек, что составляет 83%. (Стабильно подтверждают профильность классы химико-биологического направления, технологического направления). В 2023 учебном году процент обучающихся, не подтвердивших профиль уменьшился еще на 3%. Основная школа Средняя школа Всего Перешли в 10-й класс Лицея Перешли в 10-й класс другое ОО Поступили в профес-сиональные ОО 2019 76 70 1 2020 176 114 2021 162 2022 159 Год выпуска Всего Поступили в ВУЗ Поступили в профессиональные ОО Устроились на работу Пошли на срочную службу по призыву 5 30 25 1 3 2 11 51 149 126 17 2 1 121 4 37 102 87 9 1 0 122 2 35 117 111 5 1 0 2023 182 108 6 68 126 117 7 1 1 В 2023 году увеличилось число выпускников 9-го класса, которые продолжили обучение в средних профессиональных учебных учреждениях, что составило 37,4%. Большая часть выпускников основной школы продолжила обучение в стенах Лицея № 9 (59.3%) Это говорит о престиже Лицея, большом количестве профилей, возможности выбора индивидуальных образовательных траекторий, что дает шанс реализовать ученический потенциал лицеиста, достойно подготовиться к поступлению в высшие учебные учреждения. Количество выпускников 11 классов, поступивших в ВУЗы, стабильно высокое. 6. Оценка качества кадрового обеспечения На период самообследования в Лицее работают 139 педагогов. Среди педагогов имеют высшее образование 119 человек, среднее профессиональное -20 человек, из них 17 человек обучается в ВУЗе. В 2023 году аттестацию прошли 27 человек, из них на высшую квалификационную категорию –3 человека, 4 человека на первую квалификационную категорию. В целях повышения качества образовательной деятельности в лицее проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии, в соответствии потребностями Лицея и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: - на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; - создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; - повышения уровня квалификации персонала. Оценивая кадровый состав Лицея, являющийся одним из условий, которое определяет качество подготовки обучающихся, необходимо констатировать следующее: - образовательная деятельность в лицее обеспечена квалифицированным профессиональным педагогическим составом; -в Лицее создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется система наставничества вновь прибывших учителей из числа молодых выпускников ВУЗов; - кадровый потенциал Лицея динамично развивается на основе целенаправленной работы по повышению квалификации педагогов. В 2023 учебном году все педагоги лицея прошли курсовое обучение по 48 темам, касающимся разных направлений педагогической деятельности. Лицей укомплектован достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов образовательных достижений обучающихся. 7. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Общая характеристика: Объем фондов библиотеки – 52973 единиц; книгообеспеченность – 100 процентов; книговыдача – 57178 единиц в год; объем учебного фонда – 42726 единиц. Фонд информационно – библиотечного центра (ИБЦ) формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов. Состав фонда и его использование. № Вид литературы Количество единиц в фонде Сколько экземпляров выдавалось за год 1 Учебная 42726 37463 2 Педагогическая 1057 211 3 Художественная 5494 11451 4 Литература универсального, 21392 гуманитарного и общественного содержания 5773 5 Естественно-научная 737 1702 6 Прикладные науки 567 1178 Фонд ИБЦ соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858. В ИБЦ имеются электронные образовательные ресурсы – 1000 дисков; сетевые образовательные ресурсы – 50; мультимедийные средства (презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы) – 300. Средний уровень посещаемости ИБЦ – 92 человека в день. На официальном сайте Лицея есть страница ИБЦ с информацией о работе и проводимых мероприятиях. Оснащенность ИБЦ учебными пособиями достаточная. Финансирование ИБЦ на: закупку периодических изданий – в 2023 году не осуществлялось; на обновление фонда художественной литературы в 2023 году не осуществлялось. 8. Оценка материально-технической базы Материально-техническое обеспечение Лицея позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы общего образования и программы дополнительного образования. В лицее оборудованы: - в учебном корпусе № 1 (начальная школа) - 34 учебных кабинета, - учебном корпусе № 2 (основная и старшая школа) - 41 учебный кабинет. Для проведения практических занятий в учебном корпусе № 1 (начальная школа) используются: 1 спортивный зал и 2 гимнастических зала, кабинет по профилактике ДДТТ, изостудия, кабинет домоводства и др. Для проведения практических занятий в учебном корпусе № 2 (основная и старшая школа) используются: 2 спортивных зала, 2 мастерских по трудовому обучению, 1 кабинет домоводства, 2 кабинета информатики, 2 кабинета физики, 1 кабинет химии, 1 кабинет ОБЖ, 1 кабинет биологии, 1 кабинет географии, видеостудия, конференц-зал, зал хореографии и др. Все кабинеты оснащены автоматизированными рабочими местами учителя и другой компьютерной техникой. Для доступа лиц с ограниченными возможностями учебные корпуса лицея оборудованы пандусами. В каждом учебном корпусе имеются учебные кабинеты на 1 этаже с регулируемыми одноместными партами для инвалидов колясочников и регулируемыми по высоте досками. На путях движения имеются поручни. Оборудованы специализированные туалетные комнаты для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе для инвалидов колясочников. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. Медицинское обслуживание в 2023 году осуществляли медицинские работники ГУЗ «Клиническая поликлиника №28» и ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 8». Для организации питания используются собственные столовые (в каждом учебном корпусе), на 200 посадочных мест каждая. Столовые оборудованы современным технологическим оборудованием: тестомешалки, картофелечистки, электромясорубки, посудомоечные машины, пароконвектоматы для приготовления пищи, современные холодильники и др. Помещения столовых отвечают требованиям санитарно - гигиенических правил и нормативов. В 2023 году оператором питания являлось ООО "ВивоМаркет" (ИНН 3461061226, 400059, Волгоградская область, город Волгоград, улица им Никитина, дом 2 литер е, помещение 37). Учащиеся получали питание как за счёт средств регионального и муниципального бюджетов, так и за средств родителей. В целях обеспечения пожарной безопасности в 2023 году в лицее осуществлялся комплекс мер: назначены лица ответственные за пожарную безопасность, обеспечивалось исправное функционирование автоматической пожарной сигнализации, регулярно проверялись запасные выходы, проводились инструктажи с работниками и учащимися, тренировочные эвакуации. Пропускной режим осуществлялся охранниками ЧОП «Комитет», дежурными администраторами, вахтерами. Действовали договоры на обслуживание кнопки тревожной сигнализации и экстренного выезда наряда. Анализ показателей указывает на то, что Лицей имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования. 9. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования В Лицее функционирует внутренняя система оценки качества образования. По итогам оценки качества образования в 2023 году выявлено, что уровень метапредметных результатов выше среднего уровня, сформированность личностных результатов высокая. По результатам анкетирования 2023 года выявлено, что количество родителей, которые полностью удовлетворены качеством образования в Лицее – 78,6 %, частично удовлетворены – 21,4 %, количество обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом – 89% Результаты самообследования за 2023 год муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда» Данные приведены по состоянию на 30 декабря 2023 года. Показатели Единица Количество измерени я Образовательная деятельность Общая численность учащихся человек 2534 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 1170 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования человек 1122 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования человек 242 Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся человек 1542/71% (процент) Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку балл 4,44 Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике балл 4,02 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому языку балл 73 Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике (профиль) балл 63 Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса человек 0 (0%) (процент) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9 класса человек 0 (0%) (процент) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ человек 0 (0%) (процент) по русскому языку, от общей численности выпускников 11 класса Численность (удельный вес) выпускников 11класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11класса человек 0 (0%) (процент) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9 класса человек 0 (0%) (процент) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11 класса человек 0 (0%) (процент) Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9 класса человек 13 (7,2%) (процент) Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 11 класса человек 23 (18%) (процент) Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся человек 2398 (98%) (процент) Численность (удельный вес) учащихся — победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности обучающихся, в том числе: человек (процент) — регионального уровня 742 (30,3%) — федерального уровня 1132 (46,2%) — международного уровня 86 (3,5%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся человек 759 (30%) (процент) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек 242 (9,6%) (процент) Численность (удельный вес) учащихся по программам с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся человек 2534 (100%) (процент) Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ от общей численности обучающихся человек 216 (8,5%) (процент) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек 139 — с высшим образованием 119 — высшим педагогическим образованием 114 — средним профессиональным образованием 0 — средним профессиональным педагогическим образованием 20 Численность (удельный вес) педработников с квалификационной категорией от общей численности таких работников, в том числе: человек (процент) — с высшей 24 (17,3%) — первой 24 (17,3%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников с педагогическим стажем: человек (процент) — до 5 лет 37 (26,6%) — больше 30 лет 26 (18,7%) Численность (удельный вес) педработников от общей численности таких работников в возрасте: человек (процент) — до 30 лет 39 (28,1%) — от 55 лет 29 (20,9%) Численность (удельный вес) педагогических и административнохозяйственных работников, которые за последние 5 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек 136 (96,5%) (процент) Численность (удельный вес) педагогических и административнохозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек 129 (91,5%) (процент) Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,12 Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного единиц 21 учащегося Наличие в школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе наличие в ней: да/нет да — рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке да — медиатеки да — средств сканирования и распознавания текста да — выхода в интернет с библиотечных компьютеров да — системы контроля распечатки материалов да Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся человек 2534 (100%) (процент) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м Директор МОУ Лицей №9 6955/2534=2, 8 И.В. Жигульская