Рабочая программа учебного курса "Функциональная грамотность для учащихся 3 классов"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ Лицей №9

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры
учителей начальных
классов,
заведующий кафедры
Баркалова Н.М.

заместитель директора

директор лицея

Костылева Е.Н.

Жигульская И.В.

29.08.2025г.

Приказ №389 от 29.08.2025г
Подписано: Жигульская Ирина Викторовна
DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru
Дата: 2025.10.13 15:25:02 +03'00'

Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Функциональная грамотность»
для обучающихся 3 классов

Волгоград 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 3
класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (приказ Минпросвещения РФ
от 31.05.2021 г. № 286) к результатам освоения программы начального общего образования
на основе:
- основной образовательной программы начального общего образования МОУ Лицей №9
- плана внеурочной деятельности начальной школы на 2025-2026 уч. год
- календарного годового учебного графика школы на 2025-2026 уч.год.
- информационно-методического письма Министерства просвещения Российской Федерации
от 5 июля 2022 года N ТВ-1290/03 об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования
-авторской программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
М.В. Буряка, С.А. Шейкиной.
Формы учета Программы воспитания в рабочей программе курса
Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» ориентирована на
целевые приоритеты, сформулированные в Программе воспитания МОУ Лицей №9.
Воспитательный потенциал учебного курса «Функциональная грамотность» реализуется
через:
-вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
-включение в занятие игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы;
-организацию познавательной деятельности, направленной на передачу обучающимися
социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их
внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира;
-воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
Изучение учебного курса «Функциональная грамотность» в начальной школе направлено на
достижение следующей основной цели: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
2

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Задачи:
-формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно
важной в информационном обществе;
-формирование навыков использования библиотечно-поисковых инструментов;
-формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления
информации;
-содействие накоплению опыта восприятия, осмысления и оценки разнообразных
информационных источников.
-мониторинг результатов освоения учебного курса внеурочной деятельности
(метапредметные результаты).
Место курса в учебном плане школы
В соответствии с ООП НОО МОУ Лицей №9 курс внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю (33 часа в 1 классе, по 34 часа
в 2-4 классах)
УМК курса: для учителя: методическое пособие М.В. Буряк, С.А. Шейкина «Функциональная
грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности. - М.: Планета, 2023.
Содержание учебного курса
«Функциональная грамотность» 3 класс
Читательская грамотность (1-8 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (25-34 занятия): особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства
мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (17-24 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад,
пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного
бюджета.
Математическая грамотность (9-16 занятия): нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа с графиками.
Метапредметные связи учебного курса «Функциональная грамотность».
3

Данный курс направлен на передачу обучающимися социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений,
максимально быстро адаптируются в конкретной культурной среде. Функциональная
грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную
грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте
функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности,
интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой
деятельностью.
Планируемые результаты освоения предмета
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Личностные результаты изучения курса:
–осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
–овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
–осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
–использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
–овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
–использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
–ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
–делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
–добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
–перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
–преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
–проявлять познавательную и творческую инициативу;
–принимать и сохранять учебную цель и задачу;
–планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
–контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
–оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
4

–адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
–доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
•
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
•
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
•
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
другим предметам.
Тематическое планирование
5

Учебного курса «Функциональная грамотность» в 3 классе
№
п.п.

Название
раздела, тем

Кол-во Виды
деятельности ЭОР
часов
обучающихся

1.

Читательская
грамотность

8

2.

3.

Математическая
грамотность

Финансовая
грамотность

8

8

– слушать учителя
- определять лексическое
значение слова, в том числе
с
помощью
словарей,
Интернета;
– озаглавливать текст;
– отвечать на вопросы по
тексту;
– вписывать пропущенные
слова в текст;
– находить ответ на вопрос
в тексте;
– определять тему и
главную мысль;
– составлять план в виде
вопросов; составлять план,
используя слова из текста
– анализировать данные,
представленные в таблице,
и
по
этим
данным
выполнять необходимые
вычисления;
– выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел, деление круглого
числа на однозначное;
– анализировать данные
столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение
двузначного
числа
на
однозначное
путём
сложения
одинаковых
слагаемых;
– выполнять чертёж к
задаче и записывать её
решение.
– понимать и правильно
использовать финансовые
термины:
«бюджет»,
«налоги»;
«дефицит»,
«профицит»;
– понимать, из каких
уровней
состоит
бюджетная
система
России;

https://fg.resh.edu.ru/
https://uchi.ru/lp/funcgram

https://fg.resh.edu.ru/
https://uchi.ru/lp/funcgram

https://fg.resh.edu.ru/
https://uchi.ru/lp/funcgram

6

4.

Естественнонаучная
грамотность

10

Итого:

34 ч

– объяснять, откуда берутся
деньги в госбюджете и куда
они расходуются;
–
выдвигать
свои
предположения и уметь
аргументировать
свой
ответ;
– уметь слушать и слышать
собеседника
-заполнять
таблицу https://fg.resh.edu.ru/
наблюдений
-делать выводы
https://uchi.ru/lp/funcgram
-представлять
результат
своей творческой работы
– определять с помощью
опытов, что происходит с
костями и скорлупой яйца,
если из них удалить
кальций;
– составлять суточное
меню
с
молочными
продуктами;
Называть
внешние
признаки
сходства
и
различия ржи и пшеницы;

7

Календарно-тематическое планирование учебного курса
«Функциональная грамотность»
34 часа в год, 1 час в неделю
№
п/п

1/1
2/2
3/3
4/4
5/5
6/6
7/7
8/8
9/1
10/2
11/3
12/4
13/5
14/6
15/7
16/8
17/1
18/2
19/3
20/4
21/5
22/6
23/7
24/8

25/1
26/2
27/3
28/4
29/5
30/6
31/7

Тема урока

Планируемые
сроки
прохождения
программы

Фактические
сроки
(коррекция)

Читательская грамотность (8 часов)
Про дождевого червяка
Кальций
Сколько весит облако?
Хлеб – всему голова
Про мел
Про мыло
История свечи
Магнит
Математическая грамотность (8 часов)
Расходы и доходы бюджета
Планируем семейный бюджет
Подсчитываем семейный доход
Пенсии и пособия
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы
Подсчитываем расходы
Расходы на обязательные платежи
Подсчитываем сэкономленные деньги
Финансовая грамотность (8 часов)
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и
социальные пособия
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад,
выигрыш
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов
На что тратятся семейные деньги? Обязательные
платежи
Как сэкономить семейные деньги?
Естественно- научная грамотность
(11 часов)
Дождевые черви
Полезный кальций
Про облака
Про хлеб и дрожжи
Интересное вещество – мел
Чем интересно мыло и как оно «работает»
Про свечи
8

32/8
33/9
34/1
0

Про свечи
Волшебный магнит

Волшебный магнит
Резервный урок.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».