муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 9 имени заслуженного учителя школы Российской Федерации
А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда»
Утверждено
приказом директора
МОУ Лицей № 9
от 29.08.2025г. № 392
_______И.В. Жигульская
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол № 1 от 29.08.2025г.
Подписано: Жигульская Ирина Викторовна
DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru
Дата: 2025.10.10 15:08:16 +03'00'
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
основного общего образования
на 2025/2026 учебный год
Волгоград 2025
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
образовательной программы основного общего образования и направлена на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
План внеурочной деятельности лицея представляет собой описание целостной системы функционирования МОУ Лицей № 9 в сфере внеурочной деятельности и включает:
− план организации деятельности ученических сообществ (Республика интересных дел
(РИД), волонтёрский отряд «Дари тепло», «Российское движение детей и молодёжи «Движение Первых», юные инспектора дорожного движения (ЮИД), дружина юных пожарных
(ДЮП), кибердружина, волонтёры школьной службы примирения);
− план работы спортивного клуба «Лидер»;
− внеурочная деятельность по реализации трудового воспитания в рамках проекта «Родному
лицею – забота лицеистов»;
− внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (реализация проектной и исследовательской деятельности);
− внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
− внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне лицея, классного коллектива, в том числе в творческих объединениях
по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики Волгоградской области, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
− внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки
обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа
тьюторов, педагогов-психологов);
− внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в
пространстве лицея (безопасности жизни и здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики
различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты обучающихся);
− план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся (предметные
кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основного общего образования).
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на
уровне основного общего образования составляет от 680 часов до 1700 часов. Общий объем
внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю. При этом расходы времени на
отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться.
При реализации плана внеурочной деятельности в МОУ Лицей № 9 предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе,
либо в 8 классе - в связи с организацией предпрофильной подготовки. Выделение часов на
внеурочную деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.
Формы реализации внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий
режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции, практики),
экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и другое.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы основного общего образования, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах
одного уровня образования.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской
идентичности и таких компетенций, как: компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским
законодательством; социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно
значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных
ролях человека; компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни лицейских сообществ учащихся выстраивается:
− в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общелицейской внеурочной деятельности, в сфере лицейского ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в лицее и
за ее пределами;
− через приобщение обучающихся к общественной деятельности и лицейским
традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
− через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; через благоустройство лицея, класса, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями;
− через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
− через отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
− через трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку
личности к трудовой деятельности).
Для определения перечня учебных курсов внеурочной деятельности проводится мониторинг образовательных потребностей. По результатам мониторинга всеми учащимися 5-9-х
классов выбраны для освоения курсы: «Разговоры о важном», «Россия - мои горизонты»,
«Семьеведение». Один час в неделю отводится на внеурочное занятие по курсу «Разговоры
о важном», один час на курс «Россия – мои горизонты» и один час на внеурочное занятие
по курсу «Семьеведение».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном»
– разговор и (или) беседа с обучающимися. Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты»
направлены на популяризацию культуры труда, связь выбора профессии с персональным
счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе
региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской
Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о
развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой
высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий
для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как
условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои
силы и возможности.
Внеурочные занятия «Россия – мои горизонты» помогают лицеистам выбрать будущую профессию, провести для них профдиагностику. На занятиях дети знакомятся с современными профессиями и необходимыми навыками работы по специальностям, потребностями федерального и регионального рынков труда, достижениями страны в области науки,
технологий, экономики и других сфер. Данный курс входит в единую систему профориентации, которая реализуется в лицее с 2025 года на основном уровне (в количестве 60 часов).
Внеурочные занятия «Семьеведение» - это школьный учебный курс, который даёт
учащимся полную и разностороннюю информацию о семье как ячейке общества. Цель
курса — формирование у молодых людей традиционной для России системы семейных
ценностей и смысловых установок брачности, многодетности, целомудрия.
Некоторые задачи курса:
-знакомство учащихся с основными понятиями, раскрывающими ценности и смыслы семейной жизни;
-формирование у подрастающего поколения представлений о семье с позиций этики и психологии;
-освоение школьниками системы российских семейных ценностей, ориентация их на создание крепкой и счастливой семьи;
-знакомство с основными средствами решения семейных проблем и другие.
С целью реализации кадетского компонента (5 «К», 6 «К», 7 «К», 8 «К», 9 «К») классами) были выбраны для освоения программы внеурочной деятельности: «Основы военной
службы», «Строевая подготовка», «Стрелковая подготовка», «Хор и основы вокала»; (5
«К», 6 «К», 8 «К», 9 «К») классами выбран курс «Хореография».
Архитектурными классами (5 «А», 5 «Ж», 6 «А», 7 «А») были выбраны для освоения
программы внеурочной деятельности: «Основы графики», (5 «А», 5 «Ж», 6 «А») курс внеурочной деятельности «Живопись».
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный
руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в
том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся класса в соответствии с их выбором.
Перспективный план внеурочной деятельности
на уровне среднего общего образования.
1. Программы нелинейных курсов внеурочной деятельности
№
Название курса
1.
Деятельность спортивного клуба «Лидер»
(конкретизируется планом спортивно-массовых мероприятий)
Трудовая деятельность в рамках проекта
«Родному лицею – забота лицеистов»
Мероприятия календарного плана воспитательной работы
Мероприятия плана воспитательной работы
классного коллектива
Мероприятия планов работы ученических
сообществ
2.
3.
4.
5.
№
Название курса
1.
Деятельность спортивного клуба «Лидер»
(конкретизируется планом спортивно-массовых мероприятий)
Трудовая деятельность в рамках проекта
«Родному лицею – забота лицеистов»
Мероприятия календарного плана воспитательной работы
Мероприятия плана воспитательной работы
классного коллектива
Мероприятия планов работы ученических
сообществ
2.
3.
4.
5.
№
Название курса
1.
Деятельность спортивного клуба «Лидер»
(конкретизируется планом спортивно-массовых мероприятий)
Трудовая деятельность в рамках проекта
«Родному лицею – забота лицеистов»
Мероприятия календарного плана воспитательной работы
Мероприятия плана воспитательной работы
классного коллектива
Мероприятия планов работы ученических
сообществ
2.
3.
4.
5.
Вид
нелинейный
нелинейный
5 классы
6 классы
Количество часов
в
в
в
в
неделю год неделю год
1
34
1
34
нелинейный
0,5
сезонно
1-4
нелинейный
1-4
нелинейный
1 раз
1 раз
в две
в две
недели
недели
7 классы
8 классы
Количество часов
в
в
в
в
неделю год неделю год
1
34
1
34
Вид
нелинейный
нелинейный
нелинейный
0,5
сезонно
1-4
нелинейный
1-4
нелинейный
1 раз
в две
недели
Вид
10
34136
34136
17
10
34136
34136
17
0,5
сезонно
1-4
1-4
0,5
сезонно
1-4
1-4
1 раз
в две
недели
9 классы
Количество часов
в
в
неделю
год
34
нелинейный
1
нелинейный
10
нелинейный
0,5
сезонно
1-4
нелинейный
1-4
34-136
нелинейный
1 раз
в две недели
17
34-136
10
34136
34136
17
10
34136
34136
17
2. Программы внеурочной деятельности
5 классы
№
Название курса
в неделю
1.
«Разговоры о важном»
2.
«Россия – мои горизонты»
3.
«Семьеведение»
4.
5.
6.
7.
«Основы военной службы»
«Строевая подготовка»
«Стрелковая подготовка»
«Хор и основы вокала»
1
8.
9.
10.
«Хореография»
«Основы графики»
«Живопись»
1
1
1
№
1
все классы
1
все классы
1
все классы
1
1
1
34
1
34
34
1
34
34
34
34
34
1
1
1
34
34
34
34
34
34
34
7 классы
1
1
1
Название курса
в неделю
1.
«Разговоры о важном»
2.
«Россия – мои горизонты»
3.
«Семьеведение»
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
«Основы военной службы»
«Строевая подготовка»
«Стрелковая подготовка»
«Хор и основы вокала»
«Хореография»
«Основы графики»
«Живопись»
№
в неделю
«Разговоры о важном»
2.
«Россия – мои горизонты»
3.
«Семьеведение»
4.
5.
6.
7.
«Основы военной службы»
«Строевая подготовка»
«Стрелковая подготовка»
«Хор и основы вокала»
8.
9.
10.
«Хореография»
«Основы графики»
«Живопись»
1
все классы
1
все классы
1
все классы
1
1
1
1
34
34
34
8 классы
Количество часов
в год
в неделю
34
1
1
все классы
1
34
все классы
1
34
все классы
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
1
34
9 классы
Название курса
1.
6 классы
Количество часов
в год
в неделю
в год
всего за уровень
34
1
34
в год
34
1
34
1
34
1
1
1
1
1
1
1
34
34
34
34
34
34
34
Количество часов
в год
всего за уровень
34
170
34
170
34
170
1
34
34
34
34
170
170
170
170
1
1
1
34
34
34
170
170
170
План внеурочной деятельности на 2025/2030 учебный год (5-9-е классы).
Содержание внеурочной деятельности.
Программы нелинейных курсов внеурочной деятельности
№
1.
2.
3.
4.
5.
Название курса
Вид
Класс(ы)
Деятельность спортивного клуба «Лидер» (кон- нелинейный 5-9-е
кретизируется планом спортивно-массовых мероприятий)
Трудовая деятельность в рамках проекта
нелинейный 5-9-е
«Родному лицею – забота лицеистов»
Мероприятия календарного плана воспитатель- нелинейный 5-9-е
ной работы
Мероприятия плана воспитательной работы нелинейный 5-9-е
классного коллектива
Мероприятия планов работы ученических сооб- нелинейный 5-9-е
ществ
Количество
часов в неделю
1
0,5
сезонно
1-4
1-4
1 раз
в две недели
Программы внеурочной деятельности
Наименование
№
рабочей программы
1.
«Разговоры о важном»
2.
«Россия – мои горизонты»
3.
«Семьеведение»
5.
6.
7.
8.
«Основы военной
службы»
«Строевая подготовка»
«Стрелковая подготовка»
«Хор и основы вокала»
«Хореография»
9.
«Основы графики»
4.
10. «Живопись»
Реализуется
для классов (возрастов)
5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5«Г», 5 «Д», 5 «Е», 5 «Ж»,
5 «З», 5 «К», 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 6 «Д»,
6 «Е», 6 «З», 6 «К», 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г»,
7 «Д»,7 «Е», 7 «К», 8 «Б», 8 «В», 8 «Д», 8 «Е»,
8 «Ж», 8 «З», 8 «К», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г», 9 «Д»,
9 «Е», 9 «Ж», 9 «З», 9 «К»
5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5«Г», 5 «Д», 5 «Е», 5 «Ж»,
5 «З», 5 «К», 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 6 «Д»,
6 «Е», 6 «З», 6 «К», 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г»,
7 «Д»,7 «Е», 7 «К», 8 «Б», 8 «В», 8 «Д», 8 «Е»,
8 «Ж», 8 «З», 8 «К», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г», 9 «Д»,
9 «Е», 9 «Ж», 9 «З», 9 «К»
5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5«Г», 5 «Д», 5 «Е», 5 «Ж»,
5 «З», 5 «К», 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 6 «Г», 6 «Д»,
6 «Е», 6 «З», 6 «К», 7 «А», 7 «Б», 7 «В», 7 «Г»,
7 «Д»,7 «Е», 7 «К», 8 «Б», 8 «В», 8 «Д», 8 «Е»,
8 «Ж», 8 «З», 8 «К», 9 «Б», 9 «В», 9 «Г», 9 «Д»,
9 «Е», 9 «Ж», 9 «З», 9 «К»
Количество часов
в неделю
1
1
1
5 «К», 6 «К», 7 «К», 8 «К», 9 «К»
1
5 «К», 6 «К», 7 «К», 8 «К», 9 «К»
5 «К», 6 «К», 7 «К», 8 «К», 9 «К»
5 «К», 6 «К», 7 «К», 8 «К», 9 «К»
5 «К», 6 «К», 8 «К», 9 «К»
5 «А», 5 «Ж», 6 «А», 7 «А»
1
1
1
1
5 «А», 5 «Ж», 6 «А»
1
1