МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ Лицей №9
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры учителей
математики, информатики и
физики
заместитель директора
директор лицея
Муромцева М.В.
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Савина А.Ю.
29.08.2025 г.
Жигульская И.В.
Приказ №389 от 29.08.2025г
Подписано: Жигульская Ирина Викторовна
DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru
Дата: 2025.10.21 18:43:54 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы программирования»
для учащихся 7-х классов
Волгоград 2025
Рабочая программа учебного курса «Основы программирования»
для 7 класса
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) и предназначена для систематического
обучения основам программирования учащихся 7-х классов. Она направлена
на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов,
предусмотренных ФГОС ООО.
Программа реализуется на базе интегрированной среды программирования
«КУМИР», позволяющей легко осваивать базовые принципы
программирования школьниками младшего возраста.
Цель курса:
Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся путем
знакомства с основными концепциями программирования и способами
структурированного подхода к решению задач.
Задачи курса:
• Ознакомление учащихся с языком программирования, терминологией
и возможностями программирования.
• Овладение навыками пошагового проектирования алгоритмов и
исполнения программ.
• Формирование умения планировать этапы решения задачи и
реализовывать их программно.
• Воспитание интереса к информационной культуре и технологиям.
2. Особенности организации учебного процесса
Программа предусматривает последовательное изучение материала, начиная
с введения в понятие алгоритма и заканчивая созданием игровых проектов и
разработкой анимаций. Курс направлен на активное вовлечение учащихся в
процесс самостоятельного конструирования программных продуктов,
способствуя формированию компетенций, необходимых для успешного
овладения информационными технологиями.
Особенность предлагаемого курса состоит в его доступности и ориентации
на понимание принципов программирования через решение практических
задач, которые приближены к реальной практике школьного обучения и
интересны детям.
Методически организация курса предполагает наличие постоянной обратной
связи с учителем, выполнение индивидуальных и коллективных заданий, что
способствует лучшему пониманию и усвоению материала.
3. Результаты освоения курса
По завершении курса учащийся сможет:
• Создавать простые программы, используя среду программирования
«КУМИР».
• Использовать знания о циклах, ветвлениях, функциях и массивах в
процессе разработки программ.
• Применять полученные знания для решения несложных
вычислительных и логических задач.
• Работать в команде, участвуя в разработке совместных проектов.
Метапредметные результаты включают умение анализировать ситуации,
ставить цели и достигать их, организуя своё рабочее пространство и
сотрудничество с одноклассниками.
4. Материально-техническое обеспечение курса
Для успешного прохождения курса необходимы компьютерные классы с
установленным программным обеспечением («КУМИР»), доступ к
мультимедийным средствам и необходимым дидактическим материалам.
Учитель вправе использовать дополнительные образовательные ресурсы,
направленные на углубленное изучение отдельных аспектов
программирования.
5. Формы контроля и оценки
Оценка достижений учащихся осуществляется на основе текущих проверок
домашних заданий, лабораторных работ, устных опросов, а также
промежуточных и итоговых контрольных мероприятий. Особое внимание
уделяется качеству самостоятельной работы, инициативности и способности
применить приобретённые знания в нестандартных ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Введение в программирование (6 часов)
Первые шаги в мире программирования. Интерфейс
1.
среды «КУМИР». Знакомство с исполнительными
объектами ("Робот").
Понятие алгоритма и исполнителя. Элементы
2.
синтаксиса языка программирования.
Теоретические
занятия
Всего
1
1
1
1
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
среда
разработки
«Кумир»
3.
Линейные алгоритмы. Выполнение цепочки команд
последовательно.
1
1
4.
Первая простая программа с условием (ветвление).
1
1
5.
Углубление в условия. Логические операторы.
1
1
6.
Создание программы со сложным условием
1
1
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
Раздел 2. Организация циклов (6 часов)
7.
Простейшие циклы. Принцип цикличности действий.
8.
Цикл "ПОКА": управление действиями робота до
достижения определенного результата.
1
1
среда
разработки
«Кумир»
Цикл "ДЛЯ": предопределенное количество шагов.
1
1
10.
Вложенные циклы.
1
1
11.
Проектирование и отладка программ с циклами.
1
1
12.
Проектирование и отладка программ с вложенными
циклами.
1
1
9.
Работа с функциями (6 часов)
13.
Понятие функции и процедура объявления функции.
1
14.
Создание и вызов функций. Параметры и аргументы.
1
15.
Глобальные и локальные переменные.
1
1
1
Сложные программы с применением функций.
1
1
17.
Итоговая практика с функцией.
1
1
18.
Итоговая практика с функцией.
1
1
Объявление
и
заполнение
1
среда
разработки
«Кумир»
1
16.
Массивы и строки (6 часов)
Одномерные массивы.
19.
массива.
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
1
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
Работа с элементами массива. Индексирование.
1
1
21.
Многомерные массивы.
1
1
22.
Строки и символьные переменные.
1
1
23.
Переработка данных в массивах и строках.
1
1
24.
Переработка данных в массивах и строках.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20.
Раздел 5. Графика и анимация (6 часов)
Графика в КУМИРе. Рисование геометрических фигур.
25.
Цвета и оформление рисунков.
26.
Анимация в КУМИРе. Перемещение объектов.
27.
Дополнительные эффекты и события.
28.
Создание финальной анимации.
29.
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
среда
разработки
«Кумир»
1
среда
разработки
«Кумир»
1
среда
разработки
«Кумир»
Демонстрация созданных анимаций.
30.
1
Раздел 6. Итоговая часть (4 часа)
31.
Повторение пройденного материала.
1
32.
33.
34.
Подведение итогов курса. Презентация творческих
проектов.
Заключение. Рекомендации по дальнейшему изучению
программирования.
Резервное время
1
1
1
1
1
1