МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ Лицей №9
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры учителей
истории, обществознания и
географии
заместитель директора
директор лицея
Костюченко Е.Л.
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.
Соколова Е.В.
29.08.2025 г.
Жигульская И.В.
Приказ №389 от 29.08.2025г
Подписано: Жигульская Ирина Викторовна
DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru
Дата: 2025.10.22 14:41:20 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Актуальные проблемы современного общества»
Волгоград 2025
Пояснительная записка.
Целями обществоведческого образования в средней школе являются:
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных
областях жизни, уважения к традиционным ценностям и культуре России, правам и
свободам человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
•
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных
позиций и приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры,
мотивации к предстоящему самоопределению в различных областях жизни:
семейной, трудовой, профессиональной;
•
развитие способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
•
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных
дисциплин;
•
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины
общества, адекватной современному уровню научных знаний и позволяющей
реализовать требования к личностным, метапредметным и предметным результатам
освоения образовательной программы, представленным в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования;
•
овладение
умениями
получать,
анализировать,
интерпретировать
и
систематизировать социальную информацию из различных источников,
преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебнопознавательных, исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
•
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая
знание социальных норм) и умений в различных областях общественной жизни: в
гражданской и общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а
также для анализа и оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения
людей и собственных поступков.
Направленность: социально-педагогическая.
Актуальность: программа «Актуальные проблемы общества» для 10 класса средней
школы направлена на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс
является интегративным, т.е. включает знания различных общественных наук (социологии,
экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для
учеников 10 класса педагогически целесообразной форме.
Особенности программы курса – программа призвана:
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в
контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического
характера;
- содействовать воспитанию свободной и
социализации в современных условиях.
ответственной
личности
ученика,
её
Программа рассчитана на 34 учебных часа и включает 5 тем, охватывающих как
общую характеристику современного общества как целостной динамично развивающейся
системы, так и изучение отдельных аспектов его социальной, экономической, политической,
духовной подсистем.
Содержание программы соответствует имеющимся в СО условиям её реализации.
Планируемые результаты освоения учащимися содержания программы
Учащиеся должны знать:
•
•
•
•
•
•
•
•
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь:
•
•
•
•
•
•
•
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов
социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных
оригинальных
текстов
(правовых,
научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать
и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать
соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные
подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
•
•
•
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
•
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в
межличностном общении и массовой коммуникации
•
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
•
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
•
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции
•
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
•
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования
•
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и
права
Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с
дополнительной литературой по предмету. Предполагаются разнообразные формы работы:
лекционные занятия, семинары, урок – диспут, комбинированные уроки, практические
занятия.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
_10__КЛАСС
№
Тема урока
Количество часов
п/п
Контрольные Практические
Всего
работы
работы
Дата
Электронные цифровые
изучения
образовательные
ресурсы
Общество – динамичная
саморазвивающаяся
система
2. На пути к современной
цивилизации
3. Глобальные
проблемы
современности
4. Социальные конфликты и
пути их решения.
5. Формы и разновидности
культуры
6. Образование
и
самообразование.
7. Наука как сфера духовной
культуры.
8. Религия
как
сфера
духовной культуры.
9. Мораль как сфера духовной
культуры.
10. Искусство
как
сфера
духовной культуры.
11. Экономические системы.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eccb04
1
12. Право собственности. Виды
собственности.
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eccc8a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecb204
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbe7a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecaa52
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecab9c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc230
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecc096
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecbd30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecae26
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd1d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf598
1.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13. Ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов.
14. Рынок
и
рыночный
механизм.
15. Экономические цели и
функции государства.
16. Инфляция.
1
17. Безработица.
1
18. Налоги и налоговая система
РФ
19. Мировое
хозяйство
и
международная
торговля
20. Основы Конституционного
строя
Российской
федерации.
Принципы
конституционного
устройства Р.Ф.
21. Участие
граждан
в
политике и управлении.
Политическая и правовая
культура граждан
22. Формы государства
1
23. Правовое государство и
гражданское общество
24. Власть. Роль политики в
жизни общества.
25. Органы
государственной
власти
Российской
федерации.
26. Правоотношения
и
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd360
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecd5f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecea80
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ece328
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ece56c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecec2e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ecf7aa
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84050c4
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed4dae
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed3274
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed2b30
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed363e
Библиотека ЦОК
правонарушение
27. Система права РФ
1
28. Уголовное право РФ
1
29. Административное право
РФ
30. Гражданское право РФ
1
31. Семейное право РФ
1
32. Трудовое право РФ
1
33. Итоговое занятие
1
1
34. Итоговое занятие
1
1
https://m.edsoo.ru/f5ed5772
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ed5772
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8409354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f84091d8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407658
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f8407fe0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f840876a
1