Рабочая программа учебного курса "Дискуссионные вопросы истории"

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Волгоградской области
Департамент по образованию администрации Волгограда
МОУ Лицей №9

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры учителей
истории, обществознания и
географии

заместитель директора

директор лицея

Костюченко Е.Л.
Протокол № 1 от 29.08.2025 г.

Соколова Е.В.
29.08.2025 г.

Жигульская И.В.
Приказ №389 от 29.08.2025г
Подписано: Жигульская Ирина Викторовна
DN: cn=Жигульская Ирина Викторовна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЛИЦЕЙ № 9 ИМЕНИ ЗАСЛУЖЕННОГО
УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Н. НЕВЕРОВА ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДА", email=lyceum9@volgadmin.ru
Дата: 2025.10.22 14:41:39 +03'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Дискуссионные вопросы истории»

Волгоград 2025

Пояснительная записка
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации
личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны
и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
Цель данной программы является формирование и развитие личности обучающегося,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины
российской и мировой истории, понимание места и роли России в мире, важности вклада
каждого её народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи программы:
• воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям России, к правам и свободам
человека;
• освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории в их
взаимосвязи и хронологической преемственности;
• овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
• формирование ценностных ориентаций в ходе
сложившимися культурными и религиозными традициями;

ознакомления

с

исторически

• применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных
норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
пространстве.
Направленность (профиль) программы – культурологическая.
Актуальность данной образовательной программы обусловлена общим интересом общества к
проблемам отечественной истории в последнее время. Также немало важным аспектом
является социальный заказ на обучение детей в духе патриотизма и любви к своей Родине, что
нашло отражение в составлении данной программы и ее последующей реализации.
Данная программа рассчитана на учеников 10-11 классов.
Продолжительность реализации – 34 часа.
Планируемые результаты освоения учащимися образовательной программ
В результате ученик должен знать/понимать:
- основные даты, этапы и ключевые события истории России с древности до наших дней;
- выдающихся деятелей отечественной истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;

- изученные виды исторических источников.
Уметь:
- соотносить даты событий отечественной истории с веком;
- определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной
истории;
- использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы,
решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств,
города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание
необходимых фактов, дат, терминов;
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала, фрагментов исторических источников;
- использовать приобретенные знания при составлении плана и написании творческих работ;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов,
явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России;
достижениям отечественной культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной
жизни;
• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
• объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
• общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного курса
«Дискуссионные вопросы истории»
10 КЛАСС

№ п/п Тема урока

Количество часов

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

1.

Древняя Русь. Эпоха
Киевской Руси

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/a0b625fa

2.

Русские земли в XII – XIV
вв.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/e55d16a3

3.

Борьба Руси с внешними
вторжениями в XIII в.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ea40a23a

4.

Образование единого
Российского государства.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ea63caf3

5.

Эпоха Ивана Грозного.
Россия в XVI – начале XVII
в.

1

6.

Исторические судьбы
России в XVII в.

1

7.

Эпоха Петра Великого.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/19ab8ebe
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7056865d
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/0028f43c

Рождение империи
8.

Российская империя в
XVIII столетии

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/cba9fc7e

9.

Российская империя в
первой половине XIX в.

1

Библиотека ЦОК
\https://m.edsoo.ru/389f2f25

10. Российская империя во
второй половине XIX в.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/17745d6d

11. Россия в начале ХХ в. (1900
– 1907 гг.)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/6fc3147f

12. Россия в 1907 – 1917 гг.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/20d3458b

13. Революционные
потрясения и
противостояние в
обществе: 1917 – 1920 гг.

1

14. Россия, СССР в 1920 –
1930-е годы

1

15. Индустриализация.
Коллективизация.

1

16. СССР накануне Великой
Отечественной войны (1941
– 1945). Международные
договора.

1

17. СССР в годы Великой

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/408b6398
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/408b6398
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/408b6398

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/408b6398
Библиотека ЦОК

Отечественной войны (1941
– 1945).

https://m.edsoo.ru/408b6398

18. Героизм и
коллаборационизм в годы
Великой Отечественной
войны (1941 – 1945).

1

19. Послевоенные годы (1945 –
1953). Апогей культа
личности

1

20. СССР в период правления
Н.С. Хрущёва. ХХ съезд
КПСС.

1

21. Достижения и издержки
«оттепели»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66251b0

22. СССР в середине 60 –
начале 80-х годов.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66251b0

23. Афганистан: боль и потери

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66251b0

24. Перестройка в СССР (1985
– 1991)

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66251b0

25. М.С.Горбачёв - личность в
истории

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66251b0

26.

Экономические реформы
Ельцина и их результаты

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/408b6398

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66251b0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/c66251b0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/d5ebcfeb

27.

28.

29.

30.

31.
32.

33.

Обострение
межнациональных и
межконфессиональных
отношений в 1990-е гг.
Политические и
экономические
приоритеты России в XXI
веке
Россия в глобальном
информационном
пространстве
Современная концепция
российской внешней
политики
Миротворческие миссии
России
Мир и процессы
глобализации в новых
условиях
Итоговое занятие

34. Итоговое занятие

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/65830c41

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f201d2ba

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f90951db

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f428a8a8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/56e4bb6f

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/51022013

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».